Найти тему
STORY_ART_LOVE

МОДИ и ЖАННА

Портрет Жанны Эбютерн
Портрет Жанны Эбютерн

В феврале 2013г. На торгах аукциона Christesв Лондоне была продана картина итальянского художника Амадео Модильяни «Портер Жанны Эбютерн» (1919г) за 42,3 млн долларов (26,9 млн. евро). Кто эта женщина на холсте? Кем она была? Какую роль сыграла в его жизни? Все эти вопросы одновременно и поочередно проносятся в голове. Понятно и ясно одно — художник любил героиню этого портрета.

Жанна была возлюбленной и преданной спутницей художника.

Амадео Модильяни
Амадео Модильяни

Ему — 32 года, неизвестный итальянский художник, который переехал в Париж в 1906 году, в город творческой богемы, где открывались новые имена художников, музыкантов и поэтов, имена, которые впоследствии становились знаменитыми и известными... Амадео со всем своим темпераментом погрузился в мир творчества. Денег ему постоянно не хватало, он вел разгульную жизнь и очень быстро заработал скандальную репутацию, со своим эпатажным поведением, пьяными выходками, приступами агрессии и бесконечно употребляющим алкоголь, и гашиш и болеющий туберкулезом. Но Модильяни везло, в его жизни встречались люди, которые помогали ему, выручали и продвигали его талант.

Его называли проклятым («моди» - проклятый). Он жил в своем мире, мог рисовать бесконечные часы, погружался в свои работы и замыслы так, что не замечал, как бежит время, что происходит в мире. Он искал свой цвет, его оттенки, порой испытывал муки творчества, потому что не мог выразить красками то, что на самом деле чувствует, казалось, что все ускользает, о своих работах он говорил: «Все это ни черта не стоит. Это все мой проклятый итальянский глаз, который никак не может привыкнуть к парижскому освещению… Схвачу ли я его когда-нибудь?.. Сколько у меня задумано, в смысле нового выражения темы в фиолетовых, оранжевых тонах...»

В его жизни были многочисленные романы с разными женщинами, Модильяни говорил, ухмыляясь, что прежде чем написать портрет женщины, нужно хотя бы раз с ней переспать. «А как бы я иначе смог изобразить загадочные ритмы женского тела? Чувственность в живописи так же необходима, как кисть и краски, без нее портреты получаются вялыми и безжизненными».

Жанна Эбютерн
Жанна Эбютерн

Ей 19, она родилась в семье служащего парфюмерной фирмы, студентка, начинающая художница, женственная с застенчивой улыбкой, удивительна миловидна, густые волосы, заплетенные в косы, белоснежная кожа... Какое-то время она была натурщицей, но это занятие было не для ее она сама хотела писать картины и стать художницей.

Познакомились они в апреле 1917г. по одной из версий они увидели друг друга во время масленичного карнавала, по другой — в Академии Коларасси (школа изящных искусств). Она была студенткой, а он время о времени посещал занятия. Но как бы там не было едва они столкнулись взглядом, и она была уже влюблена без памяти. Вскоре после знакомства у Жанны и Амадео начался роман.

Родители Жанны — ревностные католики и были в ужасе от связи дочери — мало того, что богемный художник, бедняк, но хуже всего — еврей! Жанна ссорится с родителями и уходит жить к Модильяни и с этого момента становится не только главной героиней его полотен (ее лицо Модильяни изображал более 25 раз!), но и женщиной, которая вытаскивает его из очередного заведения, где он разделяет пьяные грезы о великом искусстве со своими друзьями, она спасает его после очередного приступа болезни, когда его выворачивает наизнанку. Как и у всех гениев у Модильяни — сложный характер, муки творчества, ощущение себя нереализованным художником, которые он топил в алкоголе и наркотиках и девушке не раз приходилось терпеть от него обиды, грубость. В самые сложные моменты все равно она оставалась ему единственной опорой, верным, молчаливым другом. И чаще всего он напоминал бродягу.

Осенью в 1918 году молодая пара переехала из Парижа в Ниццу. В те месяцы над Парижем нависла угроза вторжения немецких войск, кроме того, влюбленные надеялись, что теплый климат окажет благотворное влияние на здоровье художника. В Ницце в 1919г. у Жанны и Модильяни рождается дочь, ее назвали Жанной. Модильяни хоть и был рад рождению дочери, но ответственность и суета вокруг ребенка была ему не по силам, и он уходил от этого в ближайшую таверну. Хорошими родителями они не были: он был поглощен мыслями о творчестве, а она мыслями о нем. Ребенка отдали на попечении родителей Жанны.

Жанна Эбютерн в широкополой шляпе
Жанна Эбютерн в широкополой шляпе

Постепенно к Амадео приходит признание и известность, теперь его воспринимают не только как пьяного балагура, но как серьезного художника. Состояние его здоровья ухудшается, но он бесконечно работает в своей мастерской, а летом 1919г на лондонской выставке его портреты были оценены, пресса признала их интересными, а одна из картин продана по высокой цене, но во Франции эта выставка прошла незамеченной и финансовой поддержки так и не принесла.

Модильяни в мастерской
Модильяни в мастерской

В начале 1920г. он сильно простудился и слег, его полуживого обнаружили в тряпье на полу нетопленой мастерской, рядом сидела Жанна и писала его потрет и явно была безумна... она была на девятом месяце беременности. Везде валялись пустые бутылки из-под вина, банки из-под сардин. Его друзья отнесли по морозу его умирающего в больницу для бедных. Спустя сутки Модильяни умер, его последними словами были: «Я люблю тебя, Италия».

Жанну охватило тихое и безмолвное отчаяние, она не могла пережить с ним разлуку и на следующий день после его смерти (за несколько дней родов своего второго ребенка) она выбросилась из окна с шестого этажа родительского дома.

Амадео Модильяни и Жанна Эбютерн — это удивительная история любви. Любви, которая была пропитана слезами, запахом гашиша, красками; любви — до полного самопожертвования и отчаяния.

За те три года, которые они были вместе она так и не успела стать его законной женой, она вдыхала в него жизнь, спасала снова и снова, просто была ангелом, который держит над пропастью.

Однажды она дала слово Модильяни — никогда не расставаться с ним... и свое обещание сдержала, последовала за ним по неостывшему следу.

Проклятый Амадео был похоронен на еврейском кладбище Пер-Лашез. Похороны были бедными, на могиле гения даже не было памятника… Жанну похоронили на кладбище Банье. И лишь спустя десять лет после трагедии семья Эбютерн позволила перенести останки девушки на кладбище Пер-Лашез и погрести их рядом с Модильяни, чтобы души влюбленных вместе обрели покой.