Найти тему

Усадьба Танеевых в Маринино

Во время автопутешествия по Владимирской области заехали в усадьбу Танеевых. В селе Маринино.

Род Танеевых обосновался в этих местах с начала 17-го века. Суздальскому сыну боярскому Дементию Никифоровичу Танееву эти земли пожаловал царь Василий IV в 1608 г. «За царя Васильево московское осадное сиденье».

Об этом гласит памятная доска у входа в усадебный дом. С другой стороны от входа- герб рода Танеевых.

Самый знаменитый из рода Танеевых- композитор. Сергей Иванович. Его бюст- перед входом в усадебный дом. Сам Сергей Иванович, правда, здесь ни разу не бывал.

-3

Сама усадебная территория ухожена и больше похожа на парк культуры и отдыха. Качели- карусели, прудик с мостиком для новобрачных,

-4

беседочки,

-5

т.н. французский сад со статуей Терпсихоры,

-6

игровые павильоны и летний театр.

И вот такая парковая композиция. С солнечными часами.

Когда искал сайт музейного комплекса, нашел только, что это- филиал Ковровского дома культуры. Предлагают провести здесь свадьбу, другие торжественные мероприятия.

Кроме главного корпуса- т.н. "музыкальный павильон". Здесь и проводятся "культурные мероприятия".

-8

В барском доме- музей.

Сам барский дом- похоже новострой. Тем более, что усадьба была заброшена еще до революции. Последний владелец усадьбы в Маринине- подполковник Танеев имел «душевную болезнь» и посему в 1901 г. был уволен со службы. Мать забрала его к себе в Петербург и в усадьбе он больше не появлялся.

Решили зайти- заперто. Позвонили.

- Здравствуйте- дверь открыл молодой человек (на самом верхнем фото он ворота открывает).

- Я- директор- со скромным достоинством произнес молодой человек- проходите. Стоимость посещения с экскурсией- 65 рублей.

- А можно без экскурсии?

Молодой человек лишь укоризненно посмотрел.

Музей- три небольших комнатки.

В одной- проходной- макет усадьбы. Как она давние времена выглядела.

-10

Молодой человек долго объяснял исторические неточности макета.

- Если тут все не правильно, зачем такой макет держите?- робко поинтересовался я.

Молодой человек лишь еще раз укоризненно посмотрел и повел в соседнюю комнату. На выставку фарфоровых тарелок.

Когда перешли ко второй тарелке, я прикинул время, что мы потратили на первую. Примерно посчитал общее количество тарелок. Помножил одно на другое. Получилось, что выберемся мы из музея в начале следующего квартала.

- Извините, мы проездом. Очень торопимся.

- Хорошо- благосклонно отреагировал г-н директор- я попытаюсь покороче.

И неторопливо продолжил рассказ о второй тарелке.

На исходе первого часа мы перебрались в третью (последнюю) комнату музея. С экспонатами помещичьего быта.

Молодой человек стал подробно описывать каждый год четырехсотлетней истории рода Танеевых.

- Спасибо огромное. Все было очень интересно- на 46-м году я решительно направился к выходу.

- Постойте, сейчас самое интересное будет- чуть не плача, причитал вслед директор.

А самое интересное- в другом. Рядом с усадьбой, как и положено, церковь. Покровская. 1808 г. Построена «тщанием действительного статского советника Андрея Михайловича Танеева».

Дочь последнего марининского священника после революции с теткой сбежала в Харбин. В 10- летнем возрасте. Оттуда перебрались в Париж. В октябре 1932 г. Лидия Делекторская стала натурщицей у Анри Матисса. Позировала для картины «Танец». А потом стала чем- то вроде секретаря и, заодно, гражданской женой.

Про Галу и Дали все знают. А про Лиду и Матисса- мало кто. И в музее про нее ничего.

Всего художник написал Лидию около 90 раз, не считая эскизов и набросков.

Делекторская не раз бывала в СССР и даже передала в Эрмитаж часть наследия художника.