Русский период в жизни Коко Шанель, начался со знакомства в 1917 году с Мисси Серб- Гордебска , дама родилась в Санкт-Петербурге и происходила из старинного дворянского рода с польскими и русскими корнями . Женщины подружились и Габриэль очень многому научилась у этой светской дамы , тем более та была еще и женой очень известного в Париже художника. Именно она введет Коко Шанель в общество, о котором та и не могла мечтать. К этому времени Шанель уже была достаточно богата, но недостаточно знаменита, чтобы войти в историю.
Знакомство и дружба с Дягилевым, создателем «русских сезонов» в Париже. (За двадцать лет этот человек поставил 68 балетов с русскими танцовщиками). Стала еще одной ступенькой в творчестве Коко Шанель. Дягилеву она делала костюмы для балетов, выписывала чеки на большие суммы. Она вкладывала немалые средства в русский балет, но держала все в тайне. Скромность тут не причем, она просто боялась, что, узнав о ее меценатстве выстроится очередь из желающих получить что-то даром. А она помогала только гениям.
«У русских я научилась по- настоящему работать. Я не была бездельницей и ничего не делала спустя рукава, но то, что творилось за кулисами Дягилевского балета, повергло в шок.»
Когда композитор Игорь Стравинский, работавший над музыкой для балетов Дягилева, оказался без средств, с больной женой и четырьмя детьми на руках, Габриэль не раздумывая предложила ему пожить на своей вилле. Семья Стравинского жила на полном пансионе у Шанель два года. Она даже наняла им русскую кухарку.
Ходили слухи, что композитора и кутюрье связывают романтические отношения, несмотря на присутствие больной жены. Стравинский и Шанель никогда не подтверждали и не опровергали эти слухи. Но это скорее всего от того, что просто люди не могли понять, почему помогает, и почему бесплатно. А Шанель просто не хотелось ни с кем объясняться и тем более оправдываться.
Да и зачем ей не совсем молодой и обремененный семьей Стравинский, когда у нее в самом разгаре был тогда роман с Великим князем Дмитрием Павловичем Романовым. Да, да, кузеном Николая II. Князь моложе на 11 лет, он не только молод, но и красив. Любовная связь с титулованной особой поднимала Коко Шанель в собственных глазах. Великий князь и модистка, пусть знаменитая и богатая, но модистка. Когда такое было возможно? Но эта женщина всю свою жизнь ломала стереотипы.
Она сделала себя сама. Когда ей было 12 лет умерла ее мать, отец отправил девочку на воспитание в монастырь, в последствии так и не вспомнил о своей дочери. Габриэль, часто переписывала свою историю, ей хотелось стать значимой в глазах общества.
Великий князь Дмитрий Павлович был участником убийства Григория Распутина. Императрица не могла простить гибель дорогого ей человека и князю пришлось отправиться в изгнание. Это и спасло ему жизнь.
Вместе с братом в Париж приехала и его родная сестра Великая княгиня Мария Павловна Романова. В последствии она откроет в Париже Дом вышивки, там будут работать только русские барышни. В обучение девочек дворянского происхождения обязательно входило и обучение рукоделием, многим это во время эмиграции помогло не умереть с голоду.
Вместе с Великой княгиней Коко Шанель создаст несколько коллекций, которые будут иметь большой успех.
Роман с Великим князем продлится не более года, но именно князь, благодаря своим связям и знакомствам сделает моду на Коко Шанель.
Князь знакомит ее с известным русским парфюмером Эрнестом Бо. Работавшим в России до революции на московской косметической фирме «Ралле». Шанель заказывает ему создание духов. Так появляются легендарные «Шанель № 5», (сейчас это уже совсем другие духи, первоначальная формула была изменена, осталось только название). Эрнест Бо создает для Шанель духи «Шанель № 22», духи «Русская кожа», и имя Шанель становится бессмертным.
Правой рукой и доверенным лицом Коко Шанель был еще один русский, граф Сергей Кутузов. Он возглавлял все модные дома Шанель. Только ему она доверяла.
Лучшие манекенщицы и модистки тоже были русские. Дамы из высшего общества ходили по подиуму демонстрируя наряды коллекции Коко Шанель.
«У русских было все: красота, грация, замечательные фигуры, загадочный взгляд, который придает дополнительное очарование, великолепные волосы и красивые руки… Не было только стервозности и хваткости, без которых денег не заработать, разве, что на скромную жизнь, но не более».
Коко Шанель, могла позволить наорать, надавать пощечин княгиням и графиням, она так злилась на тех, кому по праву рождения было дано, то, что Шанель добивалась всю жизнь, еще и желание простолюдинки унизить и поставить на место. Показать кто хозяин. Ей прощалось все. Платила она хорошо, да и была отходчива. «Белой эмиграции» жилось очень непросто, девушки просто не могли позволить себе лишиться работы.
«Таким не место в нынешней жизни, закончились времена, когда женщина могла себе позволить быть лишь хрупким цветком, пора показывать, что есть шипы, а то и клыки».
Коко Шанель стала легендой еще при жизни. Она не только придумала свою жизнь, но смогла воплотить ее в реальность. Создала мир, который манит и завораживает до сих пор.
Умерла Коко Шанель 10 января 1971 года в отеле «Ритце». Последние слова: «Вот так нас оставляют подыхать».