В Откровении св. Иоанна Богослова весьма частым гостем становится большой красный дракон, имеющий 7 голов и 10 рогов (Откр.12:3). Этот великий и ужасный зверь является главным антагонистом не только в Апокалипсисе, но и во всей Библии. Именно большому и красному дракону Книга Книг приписывает все мыслимые и немыслимые онтологические несчастья. Ибо дракон инициировал войну ангелов на небе (Откр.12:7). Дракон насадил идолопоклонство в древнем Вавилоне (Дан.14:23). Наконец, дракон преследовал жену, облеченную в солнце .
О том, кто такая жена, говорится здесь: Откровение св. Иоанна Богослова о непраздной жене, преследуемой большим красным драконом.
Кто же такой этот дракон? Почему в Откровении он именуется большим и красным? И зачем ему 7 голов и 10 рогов? Давайте разбираться...
1) кто такой дракон из Откровения св. Иоанна Богослова. В самом общем смысле дракон - это враг Бога (понимаемого, как Благо), олицетворенный (или одушевленный) принцип зла. Другое имя дракона - это древний змей, сатана или диавол. Автор Апокалипсиса, говоря об ограничении власти дракона (сатаны) после Воплощения Сына Божия, пишет: "Он (Ангел - Христофор+) взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет..." (Откр.20:2).
Согласно этимологии слова дракон ("δράκων", "δράκοντας")- это змей, то есть наземное пресмыкающееся. Причем, с возможностью летать (Ис.14:29). Синонимичен дракону, согласно греческо-русскому словарю "Glosbe", василиск (https://ru.glosbe.com/el/ru/δράκων). Сходство с василиском придает дракону из Откровения способность уби-вать ядом.
В Ветхом Завете дракон понимается как родоначальник вражды и ссор: клеветник (от слова "διαβόλους") и нашептыватель (ψιθύρους). В Новом Завете у Матфея (Матф.4:3; 6:13) он - искуситель ("πειράζων") и лукавый ("πονηρός"). А у Иоанна именуется "князем мира сего" (Ин.12:31).
Изначально дракон (сатана) был одним из самых сильных Божиих ангелов (возможно, в чине серафима). Но, возгордившись (Ис.14:13), потерял все привилегии и был низвергнут с неба, упав, подобно молнии (Лук.10:18).
Сщмч. Викторин Петавийский говорит, что "красный дракон, ожидающий рождения младенца, чтобы пожрать его, есть дьявол, то есть ангел-отступник" (Викторин Петавийский, сщмч. Толкование на Апокалипсис).
2) почему дракон именуется большим и красным? Вообще, это только в синодальном переводе дракон именуется "большим" и "красным". В греческом оригинале выражение: "δράκων μέγας πυρρός" имеет другой смысл. Оно означает, что дракон был "великим" и "огненным-красным". В переводе епископа Кассиана (Безобразова) читаем следующие строки.
"И явилось другое знамение на небе, и вот дракон великий огненно-красный, имеющий семь голов и десять рогов, и на головах его семь диадем..." (https://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobrazov/novyj-zavet-perevod-pod-red-ep-kassiana-bezobrazova/27_11).
Греческое слово "μέγας" ("великий") обозначает здесь не столько величину, сколько почетный титул, прозвище дракона (по аналогии с русским выражением "Антоний Великий": у греков это выражение звучит как "Αντώνιος ο Μέγας"). Греческое "μέγας" ("великий") указывает на высокую статусность дракона в мире падших духов. Гнавшийся за женой (Церковью) дракон - не простой бес, но самый сильный из всех других нечистых духов. Это их князь, предводитель. Как бы супер-мега-дракон.
Почему дракон красный? Точнее, огненный? Или огненно-красный? Слово "πυρρός" ("пюррос") вообще, означает не "красный", как это дано в синодальном переводе, а "дрова" (машинный перевод в греческо-русском словаре "Glosbe"). Близкие по смыслу слова: "πυρσός" - "факел". А также: "πύρρος" - "огненно-красный". По святителю Андрею Кесарийскому, цвет дракона говорит о его функциональных свойствах: предрасположенности к пролитию крови, огнезрачности существа:
"Чермен он, хотя и ниспал из Ангелов, или по предрасположенности к уби-йству и веселию о крови, или же по огневидности Ангельскаго существа" (Андрей Кесарийский, свт. Толкование на Апокалипсис).
3) зачем дракону 7 голов и 10 рогов? Головы и рога дракона - это, конечно, не реальные черты диавола, но важные символические детали, обозначающие специфику деятельности сатаны в последние времена. Святые отцы (сщмч. Викторин Петавийский, свт. Андрей Кесарийский, прп. Экумений Триккский), обычно согласно комментирующие Апокалипсис Иоанна, в вопросе о рогах используют разные способы толкования (или разные методы экзегезы) и расходятся во мнениях.
Сщмч. Викторин Петавийский выбирает метод буквального толкования. При таком подходе 7 голов у него обозначают 7 римских царей, из которых произойдет антихрист (напомним, что сщмч. Викторин преставился ко Господу в 304 г.). А 10 рогов - это "10 царей в конце времен" (Викторин Петавийский, сщмч. Толкование на Апокалипсис).
Свт. Андрей Кесарийский использует нравственно-гомилетический метод экзегезы. У него 10 рогов обозначают 10 грехов (противных заповедям), а 7 голов - 7 лукавейших сил, противоположных действиям духовным (Андрей Кесарийский, свт. Толкование на Апокалипсис).
Прп. Экумений Триккский основывается на аллегорическом (или символическом) методе толкования Священного Писания. В понимании преподобного Экумения числом семь у Иоанна обозначается множество козней диавольских, ибо диадема - это символ тирании. Что же касается 10 рогов, то они у комментатора Откровения указывают на величайшую силу (дракона). Ибо "число десять - совершенно, а рог - это знамение силы" (Экумений Триееский, прп. Комментарий на Откровение).
Мне кажется, что относительно рогов и (копыт) голов дракона лучше всего подходит толкование прп. Экумения Триккского, где он рассматривает головы и рога в символическом ключе... А что думаете об этом вы?
Оставляйте комментарии (это продвигает статью), не забывайте про лайки (если текст понравился) и подписывайтесь на канал «Христофор+».
Читайте также другие статьи:
Четыре всадника Апокалипсиса из будущего - это миф? Читаем Откровение... (Откр.6:1-8)
Что означает снятие седьмой печати? (Откр.8:1-6)
Какие беды и напасти возвестят трубы Ангелов во время страшного суда (Откр.8:7-12)?
Пророчество св. Иоанна Богослова об упразднении земного времени (Откр.10:1-10)
Зачем св. Иоанн Богослов измерял Иерусалимский храм тростью? (Откр.11:1-2)
Названы имена пророков Божиих, которые обличат антихриста в последние дни (Откр.11:3-4)