Найти тему
Сквозь Горизонт

Первый выезд на коп в село, от которого остался единственный дом и старая заброшенная церковь.

Три дня – и апрельскую сухую погоду буквально сдуло холодным ветром. Небо затянуло тучами, и холодные косые дожди отодвинули начало сезона на две недели.

Но сегодня с утра солнечно, прогноз благоприятный, и чуть свет я выдвигаюсь в одно местечко, намеченное ещё с прошлого года.

Разведка проведена в конце лета, велосипедным маршем на сорок километров. Но подъехал не с той стороны – берега небольшой речушки заросли, а мост давно разрушен и посмотреть на церковь получилось издалека – но даже в таком ракурсе она выглядела впечатляюще.

Сейчас, в конце апреля, пожалуй, единственное время, когда здесь можно будет вдумчиво и не спеша поработать.

Ближайшая деревня медленно умирает. Единственная улица её чернеет заросшими, брошенными домами. Дальше не проехать, и путь мой лежит по грунтовой дороге вниз к оврагам, где петляет наполненный сейчас талыми водами ручей.

Наконец открывается купол церкви – его странная форма напоминает шатёр, да и вообще архитектура самого строения весьма необычна. Не могу удержаться от соблазна зайти внутрь; атмосфера таких мест всегда настраивает на соответствующий лад.

Улица повторяет формой своей изгиб оврага, до которого здесь метров сорок и соответственно по всей его протяжённости идёт общий пологий спуск. Приступаю к работе; много мусора, среди которого предметы крестьянского быта – несколько топоров, круги от печи, обломок сковороды и разная хозяйственная мелочь.

Наконец в какофонии хрипов звучит хороший, высокий сигнал и в отвале земли, вперемешку с обломками кирпича из недр холодной, пропитанной талыми водами земли на свет божий появляется первая на сегодня монета – копейка 1800 года с размашистым вензелем Императора Павла на обратной стороне.

-3

Что ж, – начало есть – движемся дальше!

И движемся как раз к последнему уцелевшему дому, точнее к пространству между ним и оврагом. У тропинки, по которой спускались к ручью, - она вполне хорошо заметна, - прибор цепляет ещё один хороший сигнал. Лопата легко, без усилий входит в мягкую землю. Вижу ребро небольшой монетки – и двушка 1914 года, состояние которой превосходно, оказывается у меня в руках.

Однако, несмотря на многообещающее начало, дальше дело не задалось. Решаю перебраться на другую сторону реки. По бобровой плотине перехожу на другой берег и поднимаюсь на самую вершину холма. Здесь, если верить карте, также стояли дома и даже была школа, но ничто в ландшафте не свидетельствует об этом.

Вдоль склона накатана дорога, и не придумав ничего лучшего, я двигаюсь вдоль неё, не забывая иногда спускаться в глубину оврага. Первый же хороший сигнал оборачивается юбилейным полтинником в честь пятидесятилетия советской власти. Монета, допустим, не самая редкая, но интересная по своему и вне всяких сомнений занимает достойное место среди прочих находок.

Монета не самая редкая, но смысл заключается в том, что каждая находка изменяет реальность, сегодня я вновь убеждаюсь в этом.

Кажется – всего-то перешёл реку, которую и рекой то назвать сложно, - это сейчас она набралась талой воды, а к концу лета её можно будет перешагнуть, почти не заметив.

И церковь – вот она, прячет свой ветхий купол в весенней прозрачности кустов.

Буквально две сотни метров – но словно попал в другую эпоху.

Далее – практически подряд выпадают мне две монетки раннего периода СССР номиналами в одну и две копейки. Сохранчик их, строго говоря, печальный. Особенно у двушки - даже год рассмотреть не могу. Спустился ближе к реке, и в пропитанной водой земле, из мутной жижи вылавливаю щитовик 1932 года в бесконечно далёком от коллекционного состоянии. Проходит некоторое, весьма недолгое время, и совсем уже близкая к нашему времени монета – 15 копеек наверное самого частого, 1961 года, попадает ко мне на вечное хранение.

В принципе, можно было бы и дальше крутиться по этому пятачку, собирая монеты советского времени. Наверное, если бы не мостик – несколько березовых бревен, связанных проволокой, - так бы и поступил, но… тут мне и дорога обратно удобней, и второй шанс походить по южному склону холма.

Однако, кроме копейки 1905 года, попавшей в мои руки почти у самого берега ручья, ничем иным мои усилия не увенчались.

-7

Солнце прячется в тучах, проглядывая лишь изредка. Тёплый ветер становится прохладным – верный признак приближающегося вечера.

Итак, время подводить итоги. Помимо означенных выше монет, имеется также нечто, по форме напоминающее колечко, однако на счёт содержания не уверен – уж больно неказистое на вид. Далее – обломок крестика, точнее – верхняя его часть и в заключение ещё какая-то штукенция, похоже медная, взял которую только потому, что напоминает голову дракона, или морского конька.

-9

Местечко мне понравилось. Степень выбитости его я оценил бы как среднюю – видны ямки, причем и довольно свежие – наивно было бы предполагать иное, - однако думаю, что приеду сюда ещё как минимум раз, а может и два, - как пойдет.

Чему, разумеется, и будет посвящена одна из следующих историй в самое ближайшее время…