С 2021-22 учебного года, как выяснилось в последний предпраздничный день на расширенной коллегии Минпросвещения, отечественная система среднего образования начнет учить по-новому. Школы перейдут на новые ФГОСы, содержания которых педагогическая общественность до сих пор не знает; а программы системы СПО заметно укоротятся и станут более практикоориентированными. При этом и в школах, и в колледжах резко усилится воспитательная работа.
Новые ФГОСы общего образования — крайне «чувствительная тема», признала присутствовавшая на коллегии вице-премьер Татьяна Голикова: «Было много споров, замечаний, была проделана серьезная работа по доработке. А не так давно рабочая группа, созданная по поручению президента, одобрила проекты ФГОС и предложила Минпросвещения провести заключительный этап по утверждению. Но на этом работа не заканчивается. Минпросвещения должно провести работу по доработке и гармонизации примерных образовательных программ. Мы понимаем, что ФГОС носят тоже промежуточный этап, мы должны готовиться к новому подходу, который должен быть реализован с точки зрения вызовов, которые стоят перед системой образования»,- сообщила она. При этом ни слова о подключении к «доработке» основополагающих образовательных документов педагогического сообщества сказано не было. А, значит, новые образовательные стандарты станут плодом исключительно чиновничьего труда.
Не меньшие перемены, по словам Голиковой, ждут систему среднего профобразования: «В правительстве подготовлены подходы по развитию системы СПО. Они предполагают как изменение сроков подготовки, так и порядок установления контрольных цифр приема, а также изменение материально-технической базы и полное соединение системы профтехобразования с прогнозом реагирования на процессы, происходящие на рынке труда». В результате время обучения в колледжах сократится вдвое, уточнили в Минпросвещения. А бюджетные места дадут в те регионы, где будут нужны специалисты данного профиля. Что будут делать выпускники школ, избравшие другие профили обучения, в Минпросвещения не уточняли.
«Мы в прошлом году провели детальный анализ всех программ СПО на их соответствие региональным программам развития регионов и выявили, что порядка 30% программ в колледжах не соответствуют запросам местных рынков труда. Мы сегодня проводим корректировку, она завершится к 1 сентября, чтобы каждый выпускник колледжа мог трудоустроится. В этой связи в рамках стратегии социально-экономического развития страны до 2030 года мы подготовили проект «профессионалитет». Предполагаем сокращение сроков обучения с 4 до 2 лет»,- обрисовал перспективу министр просвещения Сергей Кравцов.
В отличие от учебных программ колледжей, масштабы патриотического воспитания учащихся в стране будет только увеличивать: «Приняты поправки к закону об образовании, в соответствии с которыми в 17 тыс. школ апробируются комплексные программы,- сообщил министр.-. Мы будем внедрять эту программу во всех школах страны. А с 1 сентября, для начала в 10 регионах, к классным руководителям присоединятся советники директоров, они сейчас проходят обучение в Артеке». Также с 1 сентября для всех школ станет обязательным наличие и реализация рабочих программ воспитательной работы. Каждая такая программа воспитания включает общероссийский блок ценностей и ориентиров, региональные особенности и традиции, а также практические мероприятия. Кроме рабочих планов, с 1 сентября школы должны будут разработать и внедрить календарные планы воспитательной работы. Причем, это, как подчеркивают в министерстве, «должен быть не формальный документ, а программы и планы должны стать действенным инструментом в работе обр организации».
Разработка аналогичных примерных программ воспитания также уже ведется для дошколки и СПО. Между тем, в хозяйстве Минпросвещения остается масса нерешенных реальных проблем. Беда, например, с детскими кружками. Мало того, что их подавляющее большинство (особенно, те, что интересны детям) стали сейчас платными, неуклонно сокращается и их число: лишь за 3 года количество учреждений допобразования уменьшилось почти на 10 %. Сократилось и число детей, которые там занимаются, а в каждом третьем регионе недостаточно педагогов дополнительного образования.
Никуда не делись и очереди в детские сады. К слову сказать, за прошлый год их число сократилось (!) на 2,7% даже по сравнению с 2017 годом, а 6% нуждаются в капремонте. Только в 11 регионах дошколка доступна для детей до 3 лет, а 20 субъектов обеспечивают местами, расположенными в непосредственной близости от их жилья, детей до 7 лет. Острой остается и тема вторых и третьих смен в школах. И все это — реальность, которая нас ждет уже в следующем учебном году.
Для получения актуальной информации в сфере образования и науки подписывайтесь на наш канал и на новости нашего портала Росвуз.рф
Источник: Росвуз.рф