Павел Лебешев считал, что оператор - верная жена режиссера, Вадим Алисов, утверждал, что оператор - зоркий глаз режиссера.
Его мама - известная актриса Нина Алисова, легендарная Лариса Огудалова из фильма Якова Протазанова "Бесприданница". Отец - Валентин Кадочников, художник и режиссер, любимый ученик Сергея Эйзенштейна. Сам Вадим Алисов, представитель славной плеяды российских операторов - один из немногих, кто любил, а главное, умел снимать кино.
Народный артист России Вадим Алисов родился 20 февраля 1941 года в городе Киеве. Закончил ВГИК. Его дипломной работой стал полнометражный художественный фильм "Транссибирский экспресс". На его счету более шестидесяти художественных фильмов и телевизионных сериалов. Среди них такие, как "Ирония судьбы", "Санта Эсперанса", "Вокзал для двоих", "Жестокий романс", "Забытая мелодия для флейты", "Дорогая Елена Сергеевна", "Ширли-мырли", "Зависть богов", "Остановка по требованию", "Пятый угол", "Евлампия Романова"
Дом и двор его детства были особенными - там все были чьими-то сыновьями или дочерями. В его доме жили Игорь Савченко, Борис Андреев, Иван Переверзев с женой, Сергей Герасимов с Тамарой Макаровой, Александр Михайлович Згуриди, Борис Барнет с Аллой Казанской, Владимир Наумов со своей первой женой Эльзой Леждей. У семьи Алисовых был один балкон с Марком Бернесом. Этажом выше жили Иван Пырьев и Марина Ладынина, он частенько бывал у них - его приглашали на различные детские торжества. Его бабушка подружилась с мамой Марины Алексеевны, и она с большим удовольствием ездила вместе с ними в деревню Малтино, на родину его отчима. В деревне он - городской мальчишка - пользовался фантастическим авторитетом среди местной детворы. А уж когда приехала Нина Ульяновна и привезла велосипед, купленный у Сергея Мартинсона, которого его бабушка называла исключительно Мотисон, его авторитет взлетел до заоблачных высей. Он был предоставлен сам себе: мама снималась в кино, работала в театре и ездила с концертами по стране. На быт она никогда не обращала внимания, домашнее хозяйство вела бабушка. Мама хорошо зарабатывала, но все деньги каким-то странным образом очень быстро улетучивались. Бабушка умудрялась откладывать какое-то количество денег на еду, и тогда мама занимала у нее. Про его старшую сестру актрису Ларису Кадочникову иногда говорили, что она дочка Павла Кадочникова. Естественно, это была полная ерунда, хотя сам Павел Петрович шутил: "Я никогда не отрицал, что она моя дочь". Когда он родился, мама решила, что сын должен стать продолжателем ее рода и фамилии. Так что сестра, получив паспорт, стала Кадочниковой, а он остался Алисовым.
Из всех кинематографических профессий самой мужской он считал работу оператора. Его отчим Петр Николаевич Кузнецов был кинооператором, возил на студию и ненавязчиво готовил к будущей профессии. Постепенно он понял, что хочет быть оператором, и занялся фотографией. В 1959-м подал документы во ВГИК. По мастерству получил пятерки, а по истории СССР ему влепили двойку. В то время во ВГИКе фактически руководила кафедра марксизма- ленинизма: позже выяснилось, что двойку ему поставили специально, именно из-за того, что он - сын Нины Алисовой. Вместе с ним не поступили племянники Марка Донского и Дзиги Вертова, Марина Голдовская. Все они впоследствии стали известными людьми. Получив по носу первый щелчок, он, разобидевшись на интеллигенцию, решил пойти в народ и устроился чернорабочим на пивоваренный завод "Бадаевский", который был рядом с домом. И начал гордо возить тару. А через два месяца выяснилось, что не завод должен ему зарплату, а он ему деньги за бракованные бутылки: за приемщиками нужно было следить, иначе они подсунут бутылки с выщербленными горлышками, он же этого, естественно, не делал. Вновь разобидевшись, теперь уже на народ, гордо удалился с завода.
Тут в его судьбу вмешалась мама и по большому блату устроила на Шаболовку - на студию телевидения. Он стал ассистентом оператора. Работа была невероятно престижной: операторов на телевидении тогда было человек десять, ассистентов, соответственно, столько же. Хорошая одежда, светская жизнь и таскание ящика с аппаратурой за оператором. Правда, однажды ему было сказано: "В общем, про кино ты знаешь все, так что езжай и снимай фильм". Жена Бориса Васильева Зоря написала сценарий, она же была и режиссером. Фильм должен был рассказывать о какой-то сельской учительнице. Отправились в экспедицию в Подмосковье. Но... как только приехали в деревню, вся съемочная группа тут же напилась и не просыхала до конца экспедиции. Но кино-то надо было как-то снимать. В итоге сняли: вместе с бригадиром осветителей, который тоже пил, но как-то держался на ногах и что-то соображал, он водил машину, загружал и разгружал аппаратуру, ставил свет. Параллельно с работой на телевидении был пляж в Серебряном Бору, выпивки, рестораны, популярная в те годы пивная в Парке культуры, где подавали разливное чешское пиво... Так он стал "золотой молодежью". Частенько, чтобы не расстраивать маму, звонил домой и сообщал, что переночует у друзей. Матушка о его загулах долго не подозревала, денег не требовала и продолжала содержать. А потом его с телевидения выгнали...
И вновь в его вмешалась мама и устроила на работу во ВНИИСТ - научно-исследовательский институт трубопроводов, в кинолабораторию. Однажды они поехали в экспедицию в Закарпатье. У автобуса целиком вылетел передний мост, и он начал кувыркаться на горном серпантине. Алисов понял, что они падают, когда водитель в позе клоуна пролетел через салон и упал. Следом за ним, как горох, посыпались все сидящие в автобусе. Кувыркаясь в очередной раз, он увидел заходящее солнце и понял, что любуется закатом последний раз в своей жизни. Кто-то каким-то чудом моментально среагировал и выключил зажигание. Это и спасло всем жизнь: автобус, перевернувшись дважды, остановился на одной-единственной полянке, за которой следовал глубокий обрыв. В том, что случилось, обвинили Алисова, якобы он был главным заводилой. И понизили в должности. "Да пошли вы", - обиделся он и опять остался без работы. Спустя время, понял одну простую вещь: если хочет кем-то стать, то пора браться за ум: во-первых, поступить в институт, а во-вторых, устроиться на нормальную работу, причем самому, без маминой протекции (при любом удобном случае ему говорили: "Мы тебя взяли ради мамы, а ты ее позоришь"), иначе на всю жизнь так и останется мальчиком для битья. И в 1962 году он пришел на киностудию "Мосфильм".
На протяжении довольно долгого времени он был "зорким глазом" Эльдара Александровича Рязанова, к которому попал благодаря своему другу Владимиру Нахабцеву. Фильм "Ирония судьбы, или С легким паром!" был первым опытом многокамерной съемки. Главным оператором был Нахабцев. Но поскольку картина одновременно снималась с трех камер, за одной из них сидел он. Двухкомнатная "квартирка", в которой разворачивается основное действие фильма, занимала 600 квадратных метров павильона на "Мосфильме": сама квартира, кухня, ванная, лестничная площадка, лифт, да еще оставалось место для маневра камер. После "Иронии" был "Гараж". А потом, когда Нахабцев то ли не смог работать с Рязановым, то ли еще что-то произошло, он ему порекомендовал своего друга. "Зачем мне это нужно?" - сказал сначала Рязанов, а потом они с ним полюбили друг друга и с удовольствием работали на "Вокзале для двоих". Потом были "Жестокий романс" и "Забытая мелодия для флейты".
Когда запускались с картиной "Жестокий романс", Эльдар Александрович позвонил Нине Алисовой и спросил ее дозволения. Посмотрев фильм, Нина Ульяновна была в восторге, она считала: все, что делает ее сын, - это гениально. Причем считала на полном серьезе, без тени иронии.
Во время съемок, мудрый Рязанов понял, что Ларисы нет и уже не будет, и все внимание перетянул на Паратова - Никиту Михалкова. Сам Алисов, вспоминая съемки фильма говорил, что это была дружная работа. После съемок Михалков многих увлекал футболом, чтобы не расслаблялись. Однажды уехал на охоту и привез свежей медвежатины. Корабельный кок сделал фантастические котлеты, и вся съемочная группа с удовольствием их лопала. Идеи из Михалкова сыпались как из рога изобилия. Алиса Фрейндлих, наслушавшись его предложений и идей, выдала потрясающую фразу: "Никита, я снимусь в твоей картине только тогда, когда ты онемеешь" Рязанов же слушал его и либо отвергал, либо принимал. Но если принимал, то все равно делал только так, как умеет сделать это Рязанов.
А на картине "Небеса обетованные" они разлюбили друг друга. Они начали работать, выбрали натуру, и образовался период ничегонеделания. В это время Алисову предложили снять картину. И он уехал на две недели в Коломну. "Где Алисов?" - спрашивал Эльдар Александрович. Даже если нечего делать, Рязанов не мог, чтобы оператора не было рядом. "Болеет", - директор картины был союзником Алисова и как мог выгораживал перед Рязановым. "Что, так болеет, что даже позвонить не может?" Вернувшись из Коломны, он вновь получает предложение снять картину. Приходит на студию, Рязанов его увидел и говорит: "Здравствуй, здравствуй! Ну что, ты сильно болел?" "Что ты мне рассказываешь про болезни? Я же знаю, что ты халтурил, знаю с кем и знаю где". - "Эльдар Александрович, раз вы знаете, ну и судите, выгоняйте или как хотите". - "Нет, я тебя не выгоню, давай работать". - "Не получается у меня, я должен опять уехать. У нас с вами съемки начинаются с 10 сентября. 5 сентября я буду в Москве". - "Хорошо, я согласен". Алисов говорит: "Эльдар Александрович, представляете, я ставлю вам условие. Знаете, как вы меня потом будете прижимать? Давайте так договоримся. Если вы найдете оператора, который с ходу войдет в картину, я уйду". Был еще один важный момент: он очень хотел работать с Рязановым, но ему принципиально не нравился сценарий. Но ведь не мог же он сказать, что сценарий не нравится. Не нравится - значит не работай. Когда он вернулся, на картине был уже другой оператор.
Несмотря ни на что, с Рязановым у него остались добрые отношения. Приступая к работе над фильмом "Андерсен. Жизнь без любви" Эльдар Александрович хотел, чтобы этот фильм снимал именно Алисов.
В последние годы Вадим Валентинович мало работал в кино, отдав предпочтение занятиям со студентами операторского факультета ВГИКа, куда его в начале 2000-х привел Вадим Иванович Юсов.
Вадима Алисова не стало вчера, 9 мая. Светлая память.
Фото из открытого источника "Яндекс. Картинки."