Дымное исчадье полнолунья,
Белый мрамор в сумраке аллей,
Роковая девочка, плясунья,
Лучшая из всех камей.
От таких и погибали люди,
За такой Чингиз послал посла,
И такая на кровавом блюде
Голову Крестителя несла.
Эти строки Анна Ахматова посвятила блистательной балерине Татьяне Вечесловой - одной из интереснейших балерин Ленинграда 1-й половины 20в. Ученица великой Вагановой, подруга и одноклассница Г. Улановой, ведущая балерина Кировского театра в течении четверти века, первая Зарема в "Бахчисарайском фонтане" - люди специально шли на их дуэт с Улановой в этом балете. На сцене кировского она создала ряд незабываемых наполненных образов, проживала каждую роль. А любимейшей партией Татьяны Михайловны стала Эсмеральда. Как интересно она писала о работе над ней!
Т. Вечеслова родилась и прожила всю жизнь в Петербурге-Ленинграде. Ее мать Евгения Петровна Снеткова - ученица Чекетти, артистка балета Мариинского театра и педагог-хореограф. Отец - потомственный дворянин. Поступить в хореографическое училище было непросто: «Худенькая, бледная, с остриженной под машинку головой, так что нельзя было завязать даже банта, выглядела я довольно непривлекательно. Да и ноги мои не вполне соответствовали требованиям приема». Но ее приняли благодаря заступничеству М. Ф. Романовой (матери Улановой).
Выступления на сцене Мариинского театра Татьяна Вечеслова начала 1 августа 1928 года. На одной из репетиций балета «Корсар» у Федора Васильевича Лопухова произошел конфликт с исполнительницей партии Гюльнары. Хореограф балерину отстранил и назначил на роль юную Вечеслову. Дебют оказался успешным. Потом была Тао Хоа в балете «Красный мак». Татьяна Вечеслова вместе с Улановой минуя кордебалет оказались среди солистов.
В двадцать восьмом году, в мае
В городе, что на Неве,
Выросли незабываемые
Девушки две.
Засияли две балерины
Солнышком из тумана:
Имя одной — Галина
Имя другой — Татьяна… (балетный критик Галина Кремшевская).
Юная солистка уже танцевала в нескольких спектаклях, но мечтала об одном - о танце Эсмеральды. В 1931 году эта мечта сбылась, и снова неожиданно, танцевать пришлось без репетиций, подготовки, потому что балет был показан вне расписания и времени на репетиции не было. Поступок авантюрный, но молодость, обаяние и мастерство сделали свое дело - Вечеслова рискнула и победила. «Хорошо, и главное — по своему!» — похвалила Елена Люком - знаменитая Эсмеральда.
Почему я рассказываю о Вечесловой? Для меня это словно родной человек, путеводная звезда. Ее книга "Я - балерина" попала в мои руки еще в детстве, я прочитала ее быстро, но мне казалось вместе с ней прожила ее жизнь, все важнейшие и волнующие события - первые дебюты, успех с Эсмеральдой, годы войны и блокады, уход, прощание со сценой! Я словно стала старше, прочтя эту автобиографию. Поэтому память о Татьяне Михайловне мне очень дорога. Книгу эту я брала в библиотеке два раза, а потом библиотекарь, знавшая о моем увлечении балетом подарила мне один экземпляр - я была счастлива! До сих пор эта книга одна из главных в моей коллекции балетной литературы.
Очень жаль, что нет видеозаписей, хотя тех.воможности уже были в то время! Больше всего хотела бы я увидеть ее Эсмеральду и Зарему!
Татьяна Вечеслова была красавицей, артистичной, владела искусством перевоплощения. Посмотрите - в каждой роли у нее разное лицо. Заостренные, цыганские черты лица у Эсмеральды, скромная утонченная Золушка и Параша, страстная, опасная с горящими глазами Зарема.
Вот отрывок из "Гаянэ", вариация Нунэ, поставленная специально на нее. Композитор А. Хачатурян посвятил этот отрывок Татьяне Михайловне, как говорят, своей возлюбленной. Посмотрев впервые, я поняла, что она была техничнее многих современниц.
Удивительная балерина, удивительная женщина. Даже того, что есть в ее воспоминаниях, достаточно, чтоб понять, какая это была темпераментная, зажигательная натура, любящая веселье, смех, окруженная самыми интересными людьми своего города, своей эпохи. Представляю, сколько осталось "за кадром")) Одно фото с обнаженной грудью чего стоит!) А как описаны поездки на Селигер, дружба с писателем А.Н. Толстым, художницей В. Ходасевич, Г. Улановой, В. Чабукиани, с которым у них был невероятный дуэт!
Был брак с молодым танцовщиком Святославом Кузнецовым. Она писала:
Он был со мной всю ночь: мой демон, мой Ромео.
Я даже помню вкус его голодных губ.
И я познала то, о чем мечтать не смела.
И нежен демон был, был Ромео груб.
Какие строки! У них родился сын Андрей, но брак спустя время распался, а Кузнецов потом женился на другой красавице - Инне Зубковской.
В 1948 году Кировский театр пышно отметил 20-летие сценической деятельности двух балерин. На сцене стояли два трона, утопавшие в цветах. Уланова и Вечеслова опять были вместе, хотя война, да и личные обстоятельства, развели подруг по разным городам и театрам — Вечеслова после эвакуации вернулась в Ленинград, а Уланова оказалась в Москве, в Большом театре. Но свой юбилей подруги праздновали на родной ленинградской сцене.
Татьяна Вечеслова закончила выступать в 1953 году, когда ей исполнилось сорок три. «Уход со сцены должен быть решен раньше, чем почувствует зритель угасание артиста, раньше, чем оно станет заметно для искусства. Актер обязан решить свою судьбу сам, наедине со своей художнической совестью… Порвать с тем, что заложено внутри тебя с детства, что ты любишь и без чего, кажется, немыслима жизнь».
Примечательно, в 1951 г. у нее родился сын, и два года она посвятила полностью ему - поступок героический! А потом вернулась, вошла в форму, и ушла со сцены королевой. Говорят, на последнем прощальном спектакле 24 июня 1953 г. она вышла на 32 фуэте, и перед началом с ее головы упал гребень. Татьяна Михайловна фуэте скрутила, четко на одном месте, а когда закончила, гребень так и лежал рядом)))
Уйдя со сцены, Вечеслова стала педагогом. Два года была худ. руководителем училища. Работала в кировском с самыми яркими звездами - Инной Зубковской и Ириной Колпаковой, Джоном Марковским и Аллой Осипенко, Натальей Макаровой и Михаилом Барышниковым.
Док фильм Г. Мшанской "Я - балерина" (2010)
Уланова вспоминала: «На репетициях „Бахчисарайского фонтана“ я поначалу никак не могла удержаться от смеха, когда моя веселая Таня с серьёзным видом поднимала надо мной кинжал, чтобы убить меня, Марию — соперницу Заремы. Мы всегда боялись, чтобы этот смех не напал на меня во время спектакля. Поэтому я опускала глаза: старалась не видеть лица Тани. Она обладала изумительным танцевальным и актёрским даром. Она захватывала своим талантом не только зрителей, но и нас артистов, — мы всегда за кулисами толпились, чтобы её посмотреть». Зарема Вечесловой не ходила, а плыла. Каждый жест был широк и внушителен. Значительно было всё: и большие прыжки, полные драматической экспрессии, и мягкие вкрадчивые шаги, и вихревые вращения, и накаленные арабески. Восточные одеяния выглядели трепещущими тканями, скрывающими красоту женского тела. Она носила красный бархатный халат как королевскую мантию, она принимала хана как богиня. Только потеря любви заставляла взглянуть на мир глазами смертной женщины. Увидеть, но не примириться. Её ревность умножалась страстью и требовала яростной борьбы, где удар кинжала оказывался последним аргументом. В финале Зарема встречала Гирея как победительница, с призывной улыбкой открывая объятия и ему, и смерти.
Балерины не стало 11 июля 1991 года. Она нашла последнее пристанище недалеко от могилы Анны Ахматовой. Мне хотелось бы, чтоб память о ней жила. Мы не увидим ее танца, не почувствуем эмоций от присутствия на живом спектакле, но след остался. И я, когда стою в Петербурге, напротив здания Мариинского театра, любуюсь им, всегда вспоминаю, думаю первую очередь о том, что здесь танцевала Татьяна Вечеслова.
Благодарю за внимание!