Найти тему

На передовой все задачи - боевые. Вспоминая героев

Всматриваюсь в старые фотографии книги «НАШ БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК. РЯДОВЫЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ». На пожелтевших снимках - знакомые и не очень знакомые лица. Взгляд выхватывает несколько фотографий, сделанных в первые послевоенные годы. На них - Дмитрий Иванович Кисляков в кругу семьи. Лицо будто припорошено пылью, глаза сосредоточенно сужены, словно он пытается что-то рассмотреть. Фронтовик, прошедший тяжелыми дорогами войны, познавший много горя. Лица, подобные этому, мне не раз доводилось видеть в документальных хрониках времен Великой Отечественной войны.

Фронтовой коваль

В 1941 году Дмитрию Ивановичу было 33. Его семья - жена Мария и дочка-первенец Вера. В деревне Пески Карсунского уезда Симбирской губернии Дмитрий Иванович славился как знатный коваль, мальчишкой пошел он в подмастерья в местную кузницу. Здесь и освоил он важнейшее для тогдашнего села ремесло. Те навыки пригодились Д. Кислякову в РККА: в 1930 - 1932 гг. новобранец стал кузнецом в 106-м артиллерийском полку. В военном билете Дмитрия Ивановича наименованием военно-учетной специальности так и останется: кузнец.

-2

На следующий месяц после того, как в деревне узнали, что Гитлер напал на Советский Союз и началась война, колхозного коваля Дмитрия Кислякова вместе с другими мужиками мобилизовали на передовую. Первым местом приписки старшины Кислякова стала 42-я окружная учебная кузница. Там он приобрел должностную квалификацию - «ковочный инструктор». А местом приписки специалиста по кузнечному делу стал 619-й артиллерийский полк 179-й стрелковой дивизии 91-го стрелкового корпуса 43-й армии Калининского фронта.

Лошадь в буквальном смысле слова вытянула на себе ту войну, причем лошади были  не только в кавалерии - к 22 июня 1941 года их численность в РККА составляла 526,4 тысячи, но уже к 1 сентября в армии их было 1 324 тысячи. Например, каждому пехотному полку полагалось 350 лошадей для перевозки артиллерии, снаряжения и полевых кухонь. Даже в пехоте на каждую советскую дивизию полагалось по штату 3039 лошадей.

-3

Многоопытный Семен Михайлович Буденный оказался вполне прав, когда говорил, что лошадь на войне себя еще покажет. Тогда, в 1940-е, на бездорожье Восточной Европы она сыграла свою безальтернативную роль - время массовых гусеничных вездеходов-амфибий пришло куда позже. Лошадь в годы войны заменила советским солдатам отсутствующие бронетранспортеры и автомобили-внедорожники.

Километр за километром, по песку, по грязи, по снегу, изможденный, голодный, без сна, вместе с другими солдатами он гнал врага. Вспомните кадры кинохроник: грязные красноармейцы под проливным дождем изо всех сил выталкивают застрявшую в окопе телегу со снарядами, запряженную лошадьми. Может, среди них был и карсунский коваль Дмитрий Кисляков?

-4

Воевал Дмитрий Кисляков геройски и себя не жалел. Осенью 1943-го ковинструктор получил первую фронтовую награду - медаль «За боевые заслуги». В наградном приказе по действующей армии значилось: «…За самоотверженную и исключительно добросовестную работу по уходу за конским составом, своевременной ковке его. Под руководством старшины Кислякова Д.И. и им лично было изготовлено до 1 000 подков, 3 000 гвоздей для ковки. В период боев с походной повозкой-кузницей он производил ковку лошадей в боевых подразделениях полка».

Вторую боевую медаль - «За отвагу» - старшине Д. Кислякову вручили в победном 1945-м. Из наградных документов по его представлению к награде «за проявленную храбрость и мужество в борьбе с немецкими захватчиками»: «…Во время наступательных операций т. Кисляков с риском для жизни в период боя производил перековку лошадей на передовых огневых позициях под артиллерийским огнем противника. В районе Бауска благодаря личной храбрости и быстрой ориентации т. Кисляков своевременно вывел упряжку лошадей из-под артиллерийского обстрела неприятеля, чем спас от повреждения осколками».

В составе 619-го полка армейский ковинструктор дошел до Победы. Путь длиной в четыре года и в тысячи километров. На оккупированных немцами землях много чего насмотрелся. Многое пережил: и гибель товарищей, и холод, и голод; и вшей окопных покормил досыта. Демобилизовался из армии день в день с окончанием Великой Отечественной войны - 9 мая 1945 года.

Вернулся Дмитрий в родную деревню Пески в конце мая 1945 года. Огромная радость в семье была. Живой, и руки-ноги целы! Пришел налегке: в походной сумке только бритвенные принадлежности - наш солдат чужого не брал.

В послевоенные годы трудился в артели «Красный пахарь», заведуя конефермой. В семье один за другим прибавились еще одна дочка Татьяна и трое сыновей - Юрий, Сергей и Николай. В мире и согласии супруги Кисляковы прожили на карсунской земле не один десяток послевоенных лет. В их потомках сегодня - девять внуков и одиннадцать правнуков.

Повозочный

Повозочный - одна из незнаменитых военных профессий, без которой путь к нашей общей Победе был бы значительно дольше.

Конечно, армия движется не столько по дорогам, сколько по бездорожью, сплошным фронтом. И здесь без повозо-чных с их гужевым транспортом не обойтись - ни боеприпасов, ни горячей пищи к передовой не доставить. «Бездорожье, затрудняющее движение автомашин, а подчас вообще делающее его невозможным на некоторое время, возлагает на конский транспорт ответственнейшие задачи, - в апреле 1944 года писала газета «Красная звезда». - Наши части не испытывают нужды ни в повозках, ни в соответствующем снаряжении. Полностью используем все силы гужевого транспорта для того, чтобы в самые трудные дни весенней распутицы бесперебойно снабжать наступающие войска!»

В 1945-м приказом по 283-му гвардейскому стрелковому полку 94-й гвардейской стрелковой дивизии медалью «За боевые заслуги» был награжден повозочный Гумер Калайбашев - за то, что, как сказано в документах, «… с 16 по 20 апреля 1945 года во время боев по прорыву долговременной обороны немцев на Одерском плацдарме в районе ст. Шенфлис Бранденбургской провинции, Германия, под сильным артиллерийским огнем противника в течение 4 суток бесперебойно и вовремя подвозил боеприпасы на передовые пункты боепитания, тем самым обеспечивая своевременное питание боеприпасами наступающих подразделений».

Гумер Калайбашев воевал, будучи вдовцом - его жена умерла за три года до войны. В родном селе под присмотром родни оставалось пятеро детей.

Как в любом боевом подразделении, у повозочных были свои профессиональные особенности. Как писала газета, «плох тот командир гужевого подразделения, который посылает обоз без сопровождения старшего, не устанавливает графика его движения, не указывает мест остановок для питания повозочных, для кормежки лошадей. Должно быть правилом, что когда конный обоз выходит в рейс, командир заботится также о том, чтобы повозочные захватили с собой запасные части к повозке и сбруе, как это делают обычно водители автомашин, чтобы был взят корм для коней на весь путь». Например, пехотному полку Красной армии по штату необходимо было иметь 477 лошадей. Им только на трое суток требовалось на корм 6 тонн сена, 7 тонн овса и 15 килограммов соли.

За войну ефрейтор Г. Калайбашев был четырежды ранен. Родным приходила официальная похоронка, что якобы он убит в марте 1942-го. Было указано и место его захоронения - орлов­ская деревня Чухлово. Но Гумер Абейдуллович вернулся с фронта живым. За войну стал кавалером ордена Красной Звезды, за то, что следуя содержанию фронтового приказа, «…в бою за станцию Шенфлис Бранденбургской провинции Германии 18 апреля 1945 года под огнем артиллерии и минометов противника подвозил боеприпасы на передний край наступающим ротам».

Демобилизовавшись, Гумер трудился бригадиром в родном колхозе (ныне село Шыгырдан Батыревского района Республики Чувашия). Сложил новую семью с односельчанкой Минкамил Ямалетдиновной. Вырастили пятерых совместных детей. В Ульяновской области проживает со своей собственной семьей одна из правнучек фронтовика Калайбашева, которая восстанавливает и сохраняет фронтовое наследие своего большого рода.

https://ulpravda.ru/rubrics/nasha-pobeda/na-peredovoi-vse-zadachi--boevye-ulianovtsy-vspominaiut-geroev