Загадочное bel canto ("красивое пение"), которым пугают всех певцов-любителей…. Сам термин относительно новый. Так ностальгически называли манеру пения, начавшую исчезать к 1830-м годам XIX в. bel canto, как стиль пения, - так и школа пения, давшая миру множество фундаментальных вокальных законов, возник в Италии и был связан с развитием, в эпоху барокко, своеобразной оперно-вокальной исполнительской практики. Все это было в русле развития национальной оперы, соответственно, итальянской. Со временем бельканто стал еще и исполнительской и композиторской культурой… Хронология bel canto охватывает период примерно от конца XVIв. до первой четверти XVIIIв.
Этапы развития bel canto, по версии Википедии:
- зарождение итальянской оперы (К. Монтеверди);
- расцвет «неаполитанской школы» (Алессандро Скарлатти);
3. период творческой деятельности В. Беллини и Г. Доницетти;
4. творчество Дж. Верди
5. веристская школа (Пуччини, Леонкавалло, Масканьи и т. д.) .
Если говорить о bel canto как о стиле пения, его выразительные средства - колорированное, орнаментированное пение. Это значит, - сильно приукрашенное… Постоянно тренируя и наращивая силу и гибкость голосовых связок на искусстве орнаментики прежде всего, школа давала своим адептам фантастическую исполнительскую свободу. Bel canto выработал единый регистрово-выровненный академический певческий тон, ставший эталоном в профессиональном пении на все времена и для всех стран. В bel canto голос – инструмент певца. Плавный переход от звука к звуку, непринужденное звукоизвлечение, красивая и насыщенная окраска звука, выровненность голоса во всех регистрах, легкость звуковедения, чуть более высокий регистр, необычная подвижность и гибкость, мягкий тембр.
Одним из основных учебников этой школы является трактат Пьетро Франческо Този «Взгляды старинных и современных певцов, или раздумья о колоратурном пении» (1728), в котором он подытожил итоги развития Великой Болонской школы. Все вышеперечисленное достигалось техникой. Были созданы упражнения, так называемые сольфеджио, предназначенные для тренировки голоса и улучшения исполнения произведений. Отдавалось предпочтение технике, а не громкости. Для контроля певческого дыхания исполнитель держал перед собой зажженную свечу: дыхание не должно было быть форсированным и не колебать пламя свечи. А сила, красота тембра, легкость и полетность голоса достигались не нажимом дыхания на гортань, а эффективным использованием певцом резонансных систем голосового аппарата. Техника пения bel canto – это резонансная техника пения. Постижение певческого процесса было исключительно эмпирическим. Подражание и упорная тренировка, под слуховым контролем наставника. Обязательным требованием было владение колоратурой и десятилетия пения под чьим – либо руководством. У bel canto нет где-либо изложенной «секретной кухни».
Были недостатки. Педагогическая практика не знала еще диафрагмального дыхания, певцы пользовались фальцетом, мужские голоса имели короткий диапазон, однообразный звук (открытый) и тембр (использовался только грудной регистр), а также не отмечались динамикой (только грудной тип дыхания). Вокальная практика обгоняла вокальную педагогику. С точки зрения современной вокальной техники bel canto нельзя рассматривать как идеал выразительного пения и совершенного вокального искусства. Патетичный стиль с утонченными нюансами, мелкими украшениями и филировкой звука на каждой ноте большой длины с экскламациями при грациозной улыбке, показался бы современному слушателю чужим и трудно воспринимаемым. Рассмотрим такие аспекты как колоратура, контртенор и принципы, которые легли в итальянского основу bel canto. Колоратура (итал. coloratura — украшение) — совокупность орнаментальных приёмов в вокальной музыке, прежде всего в классической опере, особенно итальянской и французской опере периода барокко (XVII—XVIII вв.), классицизма (вторая половина XVIII века) и раннего романтизма (первая половина XIX века). Чаще всего колоратура использовалась в партиях для высоких голосов, прежде всего сопрано — первоначально в исполнении певцов-кастратов, а затем для высокого, так называемого колоратурного сопрано в исполнении женщин. Оперные арии эпохи барокко изобилуют красочными и чрезвычайно сложными колоратурами (Гендель, Вивальди, Кальдара и др.). В период своего расцвета колоратуры широко использовались композиторами в партиях, предназначенных для любого другого певческого голоса помимо сопрано: женского контральто, меццо, мужского тенора, баритона и даже баса, — в частности, колоратура богато представлена в басовых партиях Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини и Осмина. В XX веке и по настоящее время, в связи с возникновением и популяризацией аутентичного исполнительства музыки эпохи барокко, к числу голосов, исполняющих колоратуры, прибавился и контратенор, который в рассматриваемом случае исполняет мужские сопрановые партии. Контртенор. Регистры в bel canto были жестко поделены: партии главных героев и героинь, обязательно вовлеченных в любовную интригу, пели сопрано. Тенора пели незначительные партии вестников, старых кормилиц, второстепенных героев. Басы – слуг, пожилых наперстников, старых генералов, мудрецов. Высокие голоса ценились Римской церковью со времен Средневековья. При этом, женщинам запрещали петь в соборах, строго придерживаясь указаний апостола Павла: taceant mulieri in ecclesio «да молчат женщины в церкви». Высокие бесстрастные детские голоса мальчиков contraltini, и их заменителей фальцетистов falsetti, - взрослых теноров, учившихся петь их тембром, т.е., озвучивавших работу связок только в головном резонаторе, сменили evirati (кастраты), чье пение официально благословил во славу Божью папа Климент VIII (1592-1605). «Именно итальянские кастраты составили уникальную социальную касту изгоев человеческого общества и, в то же время, касту привилегированную, высокооплачиваемую, были с детства приговорены к ее неумолимым и немыслимым, с точки зрения современного человека, техническим требованиям». Такие голоса отличались высотой, женоподобностью и гибкостью, но при этом имели большую силу и могли исполнять сложные виртуозные пассажи большой длительности. В силу гормонального дисбаланса голосовые связки не испытывали мутации, благодаря чему у них частично сохранялся вокальный диапазон детских голосов, развиваясь отлично от голосов остальных мужчин. По мере роста певца (особенно лёгких и мышц), при выполнении особых тренировок, его голос получал особую гибкость, широкий диапазон (включая недостижимое для обычных мужчин сопрано). Узкая голосовая щель позволяла певцу очень экономно расходовать певческое дыхание и выпевать на одном дыхании фрагменты такой длины, которая недоступна ни одному не подвергшемуся. Кроме того, певец продолжал петь в той же певческой позиции, в которой и начинал в раннем детстве, ему не приходилось переучиваться на новый голосовой аппарат, который получает всякий повзрослевший юноша, «с нуля», после мутации голоса. Гормональный дисбаланс приводил к мощному, до гигантских размеров, развитию легких и каверн, что было исключительно благоприятно для пения. Следует признать, что женские голоса, при всем желании, не дотянулись бы до мастерства техники пения кастратов. Кастрация была запрещена при папе римском Клименте XIV, однако консерватории находили способы обойти этот запрет, и такие певцы были довольно многочисленны, впрочем, таких выдающихся. как Фаринелли, было очень мало. В середине XXв. искусство пения в диапазоне, доступном некогда кастратам возродил Альфред Деллер (Англия). Это стало возможно благодаря различным вокальным техникам расширения диапазона. Так появился контртенор или контратенор (лат. contratenor, букв. — голос «напротив тенора») — самый высокий из мужских оперных голосов, поет в диапазоне от Ми малой октавы до Ми второй октавы. Но не будем больше о грустном.
Принципы, которые легли в основу школы bel canto.
1. Ровный тембр во всех регистрах (обычно у вокалистов есть зоны, в которых голос звучит лучше или хуже). Так была реализована идея о необходимости однородного звучания при переходе с грудного регистра на фальцет (термин «рубато», введенный П. Този).
2. Умение плавно и долго вести мелодическую линию (как будто ты чертишь узор, не отрывая пера от бумаги) Плавное, широкое пение, основанное на кантилене. Кантилена стала наполнена огромной патетической силой и выразительностью. Основной формой выполнения было legato, хорошее пение, тесно связанное с кантиленой.
3. Подвижность голоса, как у флейты, умение петь любые колоратуры
4. Чистота интонации (без постоянного вибрато - раскачивания голоса, прикрывающего вокальные огрехи, что характерно для современного вокала)
5. Эмоциональная наполненность в рамках прекрасного - умение исключительно мельчайшими нюансами голоса (а не мимикой и актёрской игрой) передать суть образа.
6. Негромкий, деликатный и нежный тон (оркестры и залы были тогда небольшими, и нужды форсировать звук не было). Никто не вопил на верхних нотах во всю силу, это стало нормой в XIX в.
7.Умение долго и без видимых усилий вести мелодию на одном дыхании или держать последнюю ноту (искусно скрывать свою естественную потребность дышать).
Источники: 1.Сладкопевец Р.В. Становление вокальных школ в Западной Европе и России. Монография. МПГУ, Москва, 2015.
2. Симонова Э.Р. Искусство арии в итальянском барокко (от канцонетты к арии da cappo) . 1997, автореферат диссертации на соискание ученой степени кндидата искусствоведения. 17.00.02 «Музыкальное искусство»». Москва, 1997.
3. Стахевич А. Искусство bel canto в итальянской опере XVII-XVIIIв. 4. Википедия, yandex.zen
#belcanto #музыка
https://zen.me/1inSMO Bel Canto. Часть I.