В 1972 году США объявили о начале разработки программы Space Shuttle (существовала она с 69-го), планировалось создать 4 таких челнока и производить около 60 пусков в год. Официальными целями программы были: увеличение объёмов груза, выводимого на орбиту; снижение стоимости транспортировки грузов; получение возможности спускать грузы с орбиты, а также создание инструмента для технического обслуживания спутников прямо на орбите.
Но, когда информация дошла до СССР, в столь мирные намерения там не поверили, что в основном было вызвано активным участием военных в программе Space Shuttle. В Советском Союзе опасались того, что шаттлы будут иметь военное назначение и назначили несколько научных экспертиз, чтобы определить возможности нового корабля. По результатам данных экспертиз учёные пришли к выводу, что шаттлы вполне могут иметь военное применение: во-первых, они могут захватить советские спутники, во-вторых, могут нести термоядерные заряды, находясь при этом вне зоны действия систем противоракетной обороны и раннего оповещения о ракетном ударе.
Разработка Бурана
В ответ на это в СССР приняли решение о создании собственной программы многоразовых космических кораблей, которая получила название «Энергия» — «Буран». К тому моменту в Союзе уже существовала программа многоразовых кораблей "Спираль", но она существенно отставала от американской, и быстрее было просто скопировать некоторые из американских решений, чем проверять работоспособность "Спирали". Также СССР не знал точного предназначения шаттлов, поэтому получившуюся ситуацию можно охарактеризовать словами: Мне нужен такой же корабль, который может всё то же самое, я пока не знаю зачем он мне нужен, но пока достроите я разберусь. В связи с этим Буран получился внешне очень схожим с шаттлами, но внутри достаточно сильно отличался: использовал двигатели на ином топливе, имел другую систему управления, автопилот и т.д.
Свой единственный полёт Буран совершил в 1988 году без экипажа, следующий запуск планировался на 1990 или 1991 годы, но развал СССР привёл вначале к приостановке программы, а в 1993 году к её полной отмене. К этому моменту суммарные затраты на проект «Энергия» — «Буран» составляли около 2 трлн рублей в современном эквиваленте.
Почему проект «Энергия» — «Буран» закрыли?
Причин закрытия проекта несколько и по большей части они основаны на опыте американских шаттлов. Во-первых, уже к моменту первого пуска Бурана стала очевидной крайняя дороговизна эксплуатации американских шаттлов, они и близко не оправдали надежды на удешевление полётов, во-вторых, появились новые ракеты, способные доставлять большую массу груза на орбиту, что аннулировало ещё одно преимущество шаттлов, в-третьих, чем больше шаттлы эксплуатировались, тем очевиднее становилось их невоенное предназначение, в действительности они совершили лишь один полёт с военными целями, выводя на орбиту секретный разведывательный спутник. В связи с этим необходимость в Буране просто отпала: сражаться ему было не с кем, а никакой выгоды в космической программе он не нёс.
Параллельно с этим строительство Бурана стоило просто огромных денег, что и в обычное время было существенной нагрузкой на бюджет СССР, а в условиях конца 80-х суммы стали просто непосильными для государства. Уже в России несколько раз озвучивались идеи восстановления Бурана, но дальше высказываний они не пошли. Всё дело в том, что за прошедшее время, с одной стороны, Буран морально устарел, а с другой — отпала необходимость в ремонте спутников на орбите: сейчас в большинстве случаев куда дешевле создать и запустить новый спутник, чем отправлять корабль и проводить ремонт на орбите.
Ставьте палец вверх, чтобы видеть в своей ленте больше статей о космосе и науке!
Подписывайтесь на мой канал здесь, а также на мои каналы в телеграме и на youtube. Там вы можете почитать большое количество интересных материалов, а также задать свой вопрос. Поддержать наш канал материально можно через patreon.