Серенада (фр. serenade, от итал. serenata, от la sera — вечер) — музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь, первоначально. - в честь женщины. Зародилась в Средневековье, в Италии и Испании, исполнялась рыцарями в честь прекрасной дамы, обычно в вечернее или ночное время и часто под её окном. Жанр был распространён в Средневековье и эпоху Ренессанса. Истоком серенады является вечерняя песня трубадуров (serena). Трубаду́ры (фр. troubadours, окс. trobador) — средневековые поэты-музыканты (инструменталисты и певцы), преимущественно из Окситании. Творчество трубадуров охватывает период с конца XI до XIII веков, его расцвет пришёлся на XII — начало XIII века. В их творчестве главным был культ «Прекрасной дамы». Вокальная серенада была широко распространена в быту южных романских народов. Певец обычно сам аккомпанировал себе на лютне, мандолине или гитаре. Первоначально серенадой наслаждались простые горожане, в позднем Средневековье серенада стала произведением для элитного общества. Такие «музыкальные ухаживания», под звуки барабанов, скрипок и гитар, неизменно волновали сердца пылких влюбленных, потому что серенада исполнялась на открытом воздухе. В XVII в. серенада получает новый виток своего развития - дело в том, что серенада, с ее лаконичностью и театральностью, отлично вписалась в зарождающийся оперный жанр. В эпоху барокко серенада являлась разновидностью кантаты.. Кантата (итал. cantata "песня", от лат. саntare "петь") сама по себе — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. В первой половине XVII в. это было вокальное сочинение для одного голоса, в отличие от инструментального сочинения, называвшегося сонатой. Серенада отличалась от кантаты тем, что она исполнялась на открытом воздухе и поэтому могла использовать инструменты, которые были бы слишком громкими в закрытом помещении— трубы, рожки и барабаны, что конечно, повлекло за собой развитие оркестрового искусства - появились серенадные ансамбли. Серенады послужили основой многих арий. Среди композиторов, сочинявших серенады были Алессандро Страдела, Алессандро Скарлатти, Иоганн Иосиф Фукс, Иоганн Маттезон, Антонио Кальдара. Такие сочинения были крупными работами, выполненными с минимальной инсценировкой, и являлись звеном между кантатой и оперой. Со временем серенада эволюционировала в циклическое ансамблевое инструментальное произведение, родственное кассации, дивертисменту и ноктюрну. Сочинялась такая серенада в основном в периоды Романтизма и Классицизма, хотя и в XX в. примеры существуют. В инструментальном составе главенствующее положение занимали духовые инструменты. Серенады часто начинались и заканчивались маршами, как бы изображавшими приход и уход музыкантов. Характерные черты серенады: - большее, чем в симфонии, количество частей (обычно 7-8), соединение в цикле частей, типичных для симфонии, с частями, типичными для сюиты; как правило, в серенаде присутствует менуэт, нередко 2-3 менуэта. По стилю инструментальная серенада ближе к сюите, чем к симфонии. Инструментальный состав может быть как камерным (особенно в сюитах для духовых инструментов), так и оркестровым (используется преимущественно струнный оркестр). Образцами серенады могут служить No 36 из "Песен без слов" для фортепиано Мендельсона-Бартольди, серенада из "Думок" для фортепианного трио Дворжака, серенада для скрипки и фортепиано Аренского. Изредка особенности вокальной серенады имитируются и в ансамблевой музыке. Яркий пример – серенада Andante cantabile из струнного квартета Йозефа Гайдна (Hob. III, No 17), где выделяются соло и аккомпанемент, воссоздающий звучание типичных для сопровождения старинной серенады инструментов - мандолины, лютни, гитары. Такие сочинения были наиболее распространены в Италии, Германии, Австрии и Богемии. В числе авторов инструментальных циклических серенад - Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт (наиболее известные - "Хаффнеровская серенада" - "Haffner-Serenade", K.-V. 250, и "Маленькая ночная серенада" - "Eine kleine Nachtmusik", K.-V. 525), Людвиг ван Бетховен (op. 8 - для скрипки, альта и виолончели, ор. 25 - для флейты, скрипки и альта), Иоганн. Брамс (ор. 11 - для большого оркестра и ор. 16 - для малого), Антон Дворжак (ор. 22 - для струн. оркестра, ор. 44 - для дух. инструментов, виолончели и контрабаса), Xуго Вольф ("Итальянская серенада" для небольшого оркестра), Ян Сибелиус (ор. 69 - 2 С. для скрипки и оркестра), Петр Ильич Чайковский (ор. 48 - для струн. оркестра, "Серенада Дон Жуана"), Александр Константинович Глазунов (ор. 7 и 11 - для симф. оркестра) и др. Широко известны шубертовские "Вечерняя серенада" ("Standchen") на текст Л. Рельштаба (его "Утренняя серенада" во многом представляет тип "утренней песни"), серенада на текст Ф. Грильпарцера (для соло контральто, жен. хора и фп.); серенады имеются и среди песен Франца Шуберта, не носящих этого названия (напр., песня "К Сильвии" - "An Sylvia"). В последующее время серенады для голоса и фортепиано создавали Роберт Шуман, Эдвард Григ, Михаил Иванович Глинка ("Я здесь, Инезилья", "Ночной Зефир", "О дева чудная моя"), Александр Сергеевич Даргомыжский ("Ночной зефир").
Источники: Danuta Wojczyk. ABC form muzycznych. - Kraków : Musica Iagellonica, 2011. Małgorzata Kowalska. ABC HISTORII MUZYKI. Kraków: Musica Iagellonica, 2001. www.belcanto.ru/serenada.html/ karnegi.blogspot.com/2012/11/blog-spot/ soundtimes.ru/kamernaya-muzyka/udivitelnye-muzykalnye-proizvedeniya/serenada/ pl.wikipedia.org/wiki/Serenada/
#серенада #музыка #жанрымузыки