Она снялась всего в 25 фильмах, но ее знает, наверное, каждый. Яркая, независимая, Королева сарказма, автор удивительных афоризмов прожила длинную жизнь, но так и не обрела любовь. Вспомним сегодня эту удивительную женщину и великую актрису.
Настоящее имя Фаины Георгиевны - Фанни Фельдман. Родилась она в 1896 году в Таганроге, в богатой еврейской семье. Ее отцу, Гирши Фельдману принадлежали магазины, мельницы, большой особняк, который до сих пор цел, пароход. Состоятельный купец также был старостой местной синагоги.
Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы “Я родилась в семье бедного нефтепромышленника…” у меня ничего не получается.
Кроме Фанни, в семье было еще четверо детей: красавица сестра и три брата. Образование она получила типичное для девочки из обеспеченной семьи - женская гимназия, музыка, иностранные языки. На фоне остальных, девочка не блистала в гимназии, ей никак не давалась арифметика. Отец довольно жестко обращался с дочкой, сетовал на ее "некрасивость". Ко всему прочему, Фанни заикалась. Но с малых лет она чувствовала тягу к искусству, к сцене, умела копировать людей, перевоплощаться. Когда умер маленький братик, плакала, жалея его, и тайком поглядывала в зеркало - какова она в слезах?
Фанни мечтала о театре и пригрозила отцу, что уйдет в местную водевильную группу. Для отца это было немыслимо, и он отпустил дочь в Москву. В 1915 году девушка оказалась в Москве, сдавала экзамены во все театральные, но никуда не прошла. Ей отказывали, говоря, что для сцены она совершенно не годится, она и правда была высокая (180 см), угловатая, нескладная, неуклюжая.
Через два года, немного подучившись актерскому мастерству, девушка попытала счастья вновь, и снова получила отказы. С трудом устроилась в частную театральную студию. В свободное время часто ходила в театр, особенно на спектакли Станиславского. Всю жизнь она его боготворила.
После революции, в 1918-1919 году вся семья Раневской на собственном пароходе бежала за границу. Они умоляли ее уплыть с ними, но Фанни осталась, она не мыслила себя без русского театра. Долгих 30 лет после этого она не видела родных.
В Ростове-на-Дону Фанни познакомилась с известной актрисой Павлой Вульф. Девушка почитала ей свои стихи, показала какие-то отрывки, и та разглядела в ней талант. Она привела ее к себе в дом, занималась актерским мастерством, устроила в театр. Семью Вульф Фанни считала родной, а ее саму называла мамой. Началась в ее жизни эпоха провинциальных театров. Раневская работала в Ростове, Таганроге, Керчи, Симферополе. Именно в Крыму родилось новое имя начинающей актрисы - Фаина Раневская. Есть несколько версий происхождения псевдонима.
«Раневской я стала прежде всего потому, что всё роняла. У меня всё валилось из рук. Так было всегда», – признавалась Фаина Георгиевна.
Есть другая версия, как некий спутник артистки сравнил ее с героиней пьесы "Вишневый сад", увидев, как она смеётся над тем, что ветер вырвал у неё из рук только что полученные банковским переводом деньги, и повторяет: «Как красиво они летят!»
Эти годы, несмотря на все трудности, она впоследствии назовет лучшими в жизни. За это время она сыграла около 80 ролей.
"страшное и неповторимое красивое время"
После возвращения в Москву в начале 30-х Раневской предложили роль в кино. Это был фильм "Пышка" Михаила Ромма. А в 1941 году вышла вторая ее работа у Ромма - фильм "Мечта", после которого Фаина Георгиевна проснулась звездой. Эта ее первая и последняя главная роль в кино имела огромный успех. Во-первых, сам Сталин фильм и актрису похвалил. Во-вторых, за границей его тоже посмотрели и признавали одним из лучших на все времена. Чарли Чаплин и Михаил Чехов восхищались игрой Раневской.
По большей части, Фаина Георгиевна играла в эпизодах - для главной героини требовался незаурядный сценарий, с яркой драматургией, а таких, к сожалению, не было. Но она играла свои эпизодические роли так, что запоминалась всем. Раневская много импровизировала, сама придумывала себе текст. Муля в легендарном "Подкидыше" - ее творение. После этой роли, которую она сама, кстати, не любила, ее узнал весь Советский Союз.
Знаменитый фильм "Весна" режиссер Г. Александров частично снимал в Праге, а именно там жила семья Раневской. В-основном, это и послужило причиной её согласия на съемки. Она наконец встретилась с семьей, точнее, с теми, кто еще остался - отца уже не было в живых.
О романтических отношениях Раневской достоверной информации почти нет. Сама актриса предпочитала отшучиваться и эту тему не обсуждала. То ли был у нее некий муж в молодости, то ли не было его. Мужчин любила, обожала актера Василия Качалова, но он был несвободен. Некоторые вспоминали и о любви Раневской к женщинам. Ей приписывали романы с Лилей Брик, Анной Ахматовой, балериной Екатериной Гельцер, даже с ее названной второй матерью и верной подругой Павлой Вульф. С Вульф Раневская дружила до самой ее смерти в 1961 году. Нежно была привязана к внуку Вульф Алексею Щеглову. В конце 40- х ее связывали некие отношения с маршалом Толбухиным. Вроде бы, они даже жили вместе, как семья. Но в 1949 году мужчина умер, и Раневская вновь осталась одна.
Всю жизнь у Раневской складывались непростые отношения с театрами. Она уходила и возвращалась, искала своего режиссера. За долгие годы работы в театре имени Моссовета она сыграла всего несколько ролей - был длительный конфликт с главным режиссером Юрием Завадским. Они бесконечно спорили, ругались, вредили друг другу. Актриса сама меняла текст, диктовала свои условия, не щадила и коллег-актеров. В свой же адрес замечаний не терпела. Раневская со многими ссорилась, например, с гримерами и костюмерами она совершенно не церемонилась - могла и матом обругать. Такое вот противоречие - любимица миллионов зрителей и страшный сон своих коллег. Она не терпела халтуры, не давая снисхождения ни себе, ни другим.
В обычной жизни Раневская была далека от вещизма, очень скромно одевалась. Несмотря на высокие гонорары, она всегда была без денег. Получив жалованье или гонорар, покупала подарки коллегам, отправляла деньги незнакомым людям, просившим о помощи.
Фаина Георгиевна получила квартиру в знаменитой высотке на Котельнической набережной. Снаружи - роскошное здание, соседи - сплошь советская элита, внутри же - скромнейшая мебель, книги, продавленный диван. Когда в начале 60-х в СССР вернулась сестра Фаины Георгиевны Белла, она поразилась непритязательной обстановке в квартире. Белла поселилась с сестрой, это было прекрасное время- Раневская снова обрела родного человека. Ей всю жизнь этого очень не хватало. Но длилась их совместная жизнь недолго - вскоре Изабелла сгорела от рака на руках у сестры.
Это была пора горьких потерь - один за одним уходили дорогие Раневской люди. До конца жизни она останется очень одиноким человеком. Три года посвятила написанию воспоминаний, но потом неожиданно уничтожила записи.
Последним сыгранным спектаклем великой актрисы стал "Дальше -тишина" в 1983 году. Затем, сказав, что устала симулировать здоровье, Раневская ушла из театра.
Как признавалась сама актриса, она любила только собак и одаренных людей. В последние годы рядом с ней был пес Мальчик, которого она обожала. Мальчик был и на прощании с Раневской. В июле 1984 года, когда актриса ушла, проститься с ней пришло огромное количество людей. Похоронена Фаина Георгиевна на Донском кладбище, вместе с сестрой Изабеллой. Рядом с любимой хозяйкой всегда ее верный Мальчик
- сверху на памятнике его фигурка.
"Бог мой, как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи"
Главным таланом Фаины Раневской было умение пробуждать любовь зрителей, полностью владеть их вниманием, даже в крошечных эпизодах. Слепое обожание, трепет перед каждым ее словом - думаю, именно поэтому до сих пор ей приписывают огромное количество хлестких афоризмов. Ее нет уже почти сорок лет, а фраз, якобы сказанных ею, с каждым годом все больше и больше. Актриса горько сожалела о несыгранных ролях, но она сделала гораздо больше - она стала символом непреклонности, неординарности. Любимая миллионами, обласканная властями, ни на кого не похожая - и очень-очень одинокая...
Ставьте лайк, если вам понравилась статья! Узнали что-то новое о великой Раневской?