Вспоминая события годичной давности, когда все сидели по домам, а курьеры были в числе немногих, кто мог свободно передвигаться, три сервиса объявлений «Суперджоб», «Авито» и «Хедхантер» исследовали отношение граждан к данной профессии.
Если изобразить это отношение в виде линии за последние 12 месяцев, то вначале будет резкий подъем, затем плавный спуск. Сейчас люди, которые работают курьерами, отмечают, что все вернулось на докарантинный уровень, а ростовчане, которые хотели бы сменить профессию и никогда не работали курьерами, видят в ней одну из своих перспектив. В их представлении курьеры – все еще герои времени.
А теперь расскажу обо всем подробнее.
Видели в курьерах надежду
38% россиян и 41% жителей Южного федерального округа, опрошенные порталом «Авито», сказали, что в локдаун они пересмотрели свое отношение к обслуживающему персоналу, куда входят курьеры, грузчики, доставщики еды.
21% участников опроса стали относиться «сильно лучше», 20% - «немного лучше». 42% ничего нового не отметили, а 4% - получили в пандемию негативный опыт. Отметим, что многие люди в пандемию впервые столкнулись с курьерами и с заказами онлайн.
Среди тех, кто улучшил отношение, больше всего молодежи до 24 лет – 25%. Женщины чаще мужчин, 22 против 14%, давали хорошие отзывы.
«Я год работаю курьером в «Яндекс Еде», - прокомментировала ростовчанка Людмила Маршалл. - В самом начале пандемии видели в нас надежду, ведь они могли поесть что-то вкусное, не выходя из дома и не подвергая здоровье опасности. Сейчас все снова обыденно, и ничего героического люди в этом уже не видят».
Рейтинг благородных профессий
Аналитический центр «Суперджоб», исследуя зарплаты представителей этой профессии, предположил, что даже если курьеры и перестали быть героями времени, отношение к ним станет все равно лучше.
«Пандемия закончится, а новые привычки останутся с нами навсегда», - убежден представитель упомянутого центра.
В январе 2021 года спрос на курьеров вырос в 4,8 раза относительно января 2020 года. Появились новые сервисы доставки, куда требуется персонал. Эти компании сейчас активно рекламируются, чтобы запомниться заказчикам и укоренить у них привычку делать покупки онлайн.
Курьер – совокупное название профессии, за которой может скрываться кто угодно. Ростов-на-Дону оказался в числе городов, где сотрудники «Суперджоба» зафиксировали вакансию с зарплатным максимумом. Одна компания ищет водителя с личным автомобилем и готова платить 110 тысяч рублей в месяц.
Этот же исследовательский центр составил рейтинг самых благородных профессий прошлого года, и третью строчку в нем занял курьер, пропустив вперед медработника и учителя. Опять же, это касается только периода строгой самоизоляции.
Новички хотят в курьеры
Еще один любопытный отчет, связанный с курьерами, я нашла на портале «Хедхантер». 55-80% людей, лишившихся заработка в пандемию, в зависимости от ниши, хотят сменить профессию. Среди них - секретари, специалисты туризма, развлечений, внешней экономической деятельности.
Самые популярные варианты переквалификации – менеджер по продажам, администратор, курьер.
Разброс зарплат в вакансиях – от 1500 до 3500 рублей в сутки. Естественно, соискатели-новички ориентируются на максимальный уровень, а бывалые рассказывают, что в реальности все не так просто. Пеший курьер, которому дают заказы только в его районе, получит примерно 10 тысяч рублей. Водитель с автомобилем ездит по всему городу и имеет в среднем 30 тысяч рублей.
Курьер – для большинства ростовчан подработка, а не основная занятость, и опрометчиво – делать ставку только на нее. «Это хороший вариант для первой в жизни работы, и многие начинают с нее», - прокомментировала руководитель пресс-службы сервиса «Хедхантер-Юг» Алена Манохина.
Курьеры тянут назад
Довелось мне недавно поучаствовать в одном онлайн-мероприятии для бизнеса, где тоже речь зашла о курьерах. Выступающий рассказал, что больше не берет на работу бывших курьеров, потому что у них резко подскакивает самооценка, и они уходят.
В данную фирму взяли менеджером по продажам девушку. Работа на телефоне за 20 тысяч рублей была для нее более привлекательна, чем пешим курьером за пять тысяч. Спустя несколько месяцев она поняла, что способна на большее, и уволилась.
Еще один спикер упомянутого бизнес-марафона построил свое выступление на том, что если предприниматели хотят стать успешными, им не надо сближаться с представителями из сферы обслуживания, в том числе с курьерами.