Про hard skills и soft skills сегодня уже все, наверное, слышали, а знаете ли вы про self skills — навыки заботы о себе? Нет-нет, это не про то, что если устал, то прими ванну с солью, погуляй в парке, откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро». Это про глубокое понимание своих профессиональных потребностей, умение выстраивать свою профессиональную траекторию, выбирая то, что подходит именно тебе и сделает счастливым именно тебя. Признаем: это непросто, но научиться можно.
О том, как современный учитель может заботиться о себе и развивать свои self skills, рассказывает доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторий МГПУ и ТГУ, руководитель магистерской программы «Тьюторство в сфере образования» Татьяна Ковалёва.
Self skills — что это вообще такое?
Одна из наиболее известных в настоящее время классификаций навыков человека — деление на hard skills и soft skills.
Hard skills
Hard skills или твёрдые навыки — это навыки, которые нужны человеку в профессиональной деятельности, то, чем он практически ежедневно оперирует в своей работе: вождение автомобиля, навык быстрой печати на компьютере, знание иностранного языка.
Soft skills
Soft skills учителя или другого специалиста или мягкие или гибкие навыки — это неспециализированные, но важные для карьеры навыки, которые человек использует для жизни в обществе: например, способность поддерживать разговор, вести переговоры, договариваться с коллегами, быть креативным и любознательным.
Self skills
Сегодня этой дихотомии становится недостаточно. Всё чаще выделяют третью группу — self skills, или навыки заботы о себе. Это навыки, направленные на понимание себя, на самодиагностику. Современному человеку важно уметь анализировать своё состояние, осознавать свои потребности и интересы, знать, какими ресурсами он обладает и как их можно использовать.
К self skills относится способность задумываться над процессами, протекающими в жизни, умение понимать свои ощущения, желания и мечты. Чем в большей степени сформированы эти навыки, тем эффективнее человек может работать и тем полноценнее становится его жизнь. Это навыки, необходимые и педагогам.
Как правило, навыки заботы о себе находятся в группе мягких навыков, но тогда эта группа оказывается слишком разнородной: какие-то навыки в ней относятся к осмыслению человеком собственных интересов, а какие-то — к его реакции на требования социума. В связи с этим у нас появилась потребность выделить навыки, связанные с осознанием собственных потребностей и интересов человека, в отдельную группу.
Найти свой собственный путь
Self skills позволяют человеку придерживаться своего индивидуального пути, а не пытаться каждый раз подстроиться под малейшие изменения в мире — это необходимое умение и учителя.
Допустим, если сегодня становятся популярными определённые научные направления, и все их изучают, а завтра все вдруг переключаются на изучение других научных идей, то человек, здраво оценивающий свои интересы, возможности и потребности, не будет пытаться подстроиться под каждое веяние, а будет придерживаться своего личного профессионального выбора.
Self-skills желательно начать развивать ещё в школе, когда сознание максимально открыто для всего нового, а привычки формируются быстрее и проще.
Идею «заботы о себе» (в современной интерпретации self skills) исследовал на большом историческом материале известный современный французский философ Мишель Фуко. Он отмечал, что большинство людей слишком редко задумываются о себе и тех выборах, которые они совершают в жизни. Мы выбираем для себя комфортную и красивую одежду, но и к своему состоянию мы должны относиться с не меньшим вниманием — анализировать, как прошёл день, неделя, какие выводы из этого можно сделать.
Как self skills поможет учителю простроить профессиональную стратегию
В профессии учителя можно выделить те же группы навыков. Hard skills — это, например, профессиональные навыки учителя грамотно передавать информацию и развивать функциональную грамотность у детей. А soft skills педагога — навыки социализации, например, навыки общаться и договариваться с коллегами. Эти навыки современного учителя можно формировать и применять эффективнее, если понимать, для чего они нужны конкретно вам и к каким результатам они вас приведут.
Здесь и выходят на первый план навыки заботы о себе или self skills.
Навык заботы о себе проявляется у вас как у учителя, например, в поиске ответов на вопросы:
- Надолго ли вы в преподавании или это только определённый жизненный этап?
- Хотите ли вы работать в школе или вас больше привлекает работа репетитора?
- Подходит ли вам классное руководство или вы хотите преподавать только свой учебный предмет?
- Как вам нравится выстраивать отношения с учениками?
Ответы на все эти вопросы помогают учителю глубже понять и выстроить собственный профессиональный путь, а способность задавать их себе становится необходимым умением учителя.
Три базовых навыка self skills: самоопределение, самообразование, самоорганизация
Внутри группы self skills можно выделить три базовых навыка, необходимых учителю, на которые важно опираться, чтобы формировать способность заботы о себе:
- самоопределение — навык современного учителя, подразумевающий соотнесение себя с определённой профессиональной деятельностью. Если человек понимает, чем он хочет заниматься в жизни, тем большего успеха он сможет добиться.
- самообразование — это формирование и реализация индивидуальной образовательной программы, тоже профессиональный навык учителя. Использование разных образовательных ресурсов и способов изучения материала делает процесс самообразования эффективнее.
- самоорганизация — это процесс, который становится необходимым для людей, работающих, в первую очередь, в неструктурированной среде. Сегодня он особенно важен в тьюторской деятельности.
Если каждый учитель будет владеть навыками заботы о себе и выбирать для себя то, что ему больше всего подходит, в школах будет формироваться такой педагогический коллектив, в котором каждый педагог сможет сделать вклад в общее дело, исходя из своих предпочтений и способностей.
Как учителю помочь ученикам сформировать self skills
Каждому современному человеку с детства важно формировать культуру выбора и самоанализа. Уже в конце первого класса можно просить учеников пытаться анализировать, какой учебный предмет им нравится и почему.
Затем в учебные занятия можно вводить различные ситуации, требующие от школьника совершения выбора. При таких постоянных занятиях школьник постепенно учится анализировать то, что с ним происходит, и начинает работать с вопросами к самому себе.
Формировать группу self skills помогают особые педагоги — тьюторы или учителя с тьюторской компетентностью.
Исторически тьюторская система зародилась в средневековых английских университетах: в Оксфорде, и чуть позже в Кембридже. Эта система продолжает успешно работать и сегодня во многих европейских школах и университетах: студент еженедельно встречается с тьютором, обсуждает с ним различные образовательные ресурсы университета и выстраивает для себя учебный маршрут на неделю. Такая работа начинается с первого курса, и у молодых людей благодаря тьюторскому сопровождению на протяжении всего обучения есть постоянная возможность обсуждать и анализировать свои учебные и профессиональные вопросы.
Сегодня в российских школах и вузах тьюторство тоже начинает восприниматься как ресурс развития образования, в частности, потому, что тьюторы помогают формированию self skills.
#школа #self skills #забота о себе #профессиональная траектория учителя #тьютор #мягкие навыки #современный учитель #профессия учителя