Найти тему
тотСамыйАйтишник

Принцип который поможет решать трудные жизненные задачи и всегда быть при деньгах.

Приветствую Тебя, мой дорогой друг. Одна владивостокская фирма продает японские запчасти «Фудзияма». Они давно любимы владельцами автомобилей. Вдруг в печати появляется серия статей с общим смыслом – запчасти «Фудзияма» убивают людей. Продажи рухнули, владелец в шоке. По своим каналам он выясняет, что источник черного PR – дама, хозяйка конкурирующей фирмы. Первое желание – наказать. Но, досчитав до десяти, как советуют психологи, он решает поступить как-то иначе. Как остановить поток чернухи?

Задача, как видите, нестандартная. Следовательно, нам поможет ТРИЗ Генриха Альтшуллера, ведь теория решения изобретательских задач как раз и направлена на такие проблемы.

Альтшуллер Генрих Саулович - советский писатель-фантаст и изобретатель.
Альтшуллер Генрих Саулович - советский писатель-фантаст и изобретатель.

Но к этой задаче вернемся в конце, а сейчас другая история. На улице Риволи в Париже находится 36 ресторанов, и это только на одной стороне. Господин Дюбуа расстроен: кухня, персонал, сервис – все идеально, а прибыли нет. Высокая конкуренция. И тогда друзья ему посоветовали: пусть цену назначает клиент.

Париж ул.Риволи.
Париж ул.Риволи.

Что получилось? При подсчете прибыли оказалось, что она выросла вдвое. Многие удовлетворенные, восхищенные потребители с радостью оставляли намного больше денег, чем стоили эти блюда до введения новых правил.

Вот так выглядит идеальный конечный результат – важное понятие в ТРИЗ. Люди сами хотят, люди сами делают, люди сами назначают. Отныне, если вы будете решать задачу, вначале сформулируйте ее так, чтобы что-то происходило само собой. Например, если ваш персонал что-то не хочет делать, то подумайте, как сделать так, чтобы они сами начинали этого хотеть. А затем решайте, какие шаги для этого предпринять.

Еще одна история, тоже про деньги. Поговорим о поиске инвестиций, о том, что называется умным словом «фандрайзинг». 1995 год, 11:30 утра, ближайшее Подмосковье, загородная электричка. Час пик уже прошел, вагон заполнен на треть. Пассажиры пытаются читать газеты. Но периодически раздается грохот дверей, и шумные продавцы всякой всячины не дают возможности сосредоточиться на чтении.

А еще по вагонам ходят попрошайки. Пассажиры обреченно лезут в карманы, звенит мелочь. Но христарадников сегодня что-то слишком много. Такое ощущение, что у них конкурс, и они соревнуются, кто больше соберет.

Неожиданно распахивается дверь, появляется бодрый дедок потертого вида, находящийся в легком подпитии. Интересно, как он собирается пробиться к сердцу граждан, что он им скажет? Он открывает рот, и все ждут банальщины про «сами мы не местные». Некоторые демонстративно отворачиваются к окошку. Однако он произносит: «Граждане, я не буду врать, что я не местный. Местный. Живу здесь, в Расторгуево. Не буду говорить, что пенсию не платят. Платят, но маленькую. И задерживают».
Заулыбавшийся было народ от такой прямоты напрягся. «Про внуков тоже врать не буду, - продолжил дедок, - мол, выгнали из дома. Да я сам кого хочешь выгоню. А все, что вы мне подадите – а вы мне обязательно подадите – я пропью. Но за ваше здоровье».

-3

Удивительно, как после такой речи аплодисменты не грянули. Раскошелились, кажется, абсолютно все пассажиры. Что сделал этот пиарщик от бога? Во-первых, убрал жалобный тон, ведь он заставляет прятать глаза. Во-вторых, назвал ожидания пассажиров и заставил согласиться с ним. В-третьих, не прятал, а назвал свой выпирающий недостаток. Он даже не скрывал, что находится в подпитии. В-четвертых, не оправдывался, а узаконил свой недостаток, причем с переусилением. Признался, что пропьет деньги, но за здоровье подавших.

Оказывается, дедок неосознанно использовал прием из арсенала ТРИЗ. Формулировка следующая: 90% решений в тяжелых ситуациях противоположны «естественным», «рациональным», «нормальным» действиям. И называется это «принципом контринстинктивности». Другие его названия - «принцип контрреактивности» и «слом стереотипа».

При всей комичности ситуации в электричке, как видите, принцип работает. Если задуматься, то контринстинктив кругом. Допустим, вы приходите к другу и видите у него собачку. Вы ходите погладить этого милого, доброго бойцового стаффордширского терьера. Ваша протянутая рука мгновенно оказывается в пасти зверя. Какое ваше естественное желание? Вырвать руку. А что говорят профессионалы? Надо сунуть руку глубже в пасть, схватить за корень языка, и собака будет ходить за вами строевым шагом.

Стаффордширский терьер.
Стаффордширский терьер.

Или другой пример: многие из вас имеют машину. Вспомните, как вас на вашем переднеприводном автомобиле впервые занесло на гололеде. 99% водителей в этой ситуации жмут на тормоз. А что говорит инструктор? Жать на газ. Но именно в данной ситуации это казалось безумием, поэтому сработал инстинкт, и мы давили на тормоз.

Стандартная городская ситуация: вы едете в потоке, как вдруг замечаете ямку, и ваше правое колесо вот-вот угодит в нее. Что вы делаете инстинктивно? Вы резко поворачиваете влево. По всем законам физики, машина мгновенно перекашивается на правую сторону, и следует мощнейший удар по вашей подвеске. В лучшем случае – погнете диск.
А что делают профессиональные гонщики? В точно такой же ситуации водитель делает короткое движение не от ямы, а на нее. Колесо либо вообще перескочит эту яму, либо лишь слегка ее коснется. Машина цела. Но движение должно быть коротким и своевременным, навык требует отработки, чтобы избавиться от вредного инстинкта.

Настало время вернуться к нашей начальной ситуации и отмыть запятнанное имя владивостокской фирмы. Наша задача – остановить поток негативных статей об автозапчастях «Фудзияма». Какое естественное желание возникло у бизнесмена? Он узнал, что это устроила некая дама, имеющая аналогичный бизнес. В первое мгновение он захотел ее наказать.

Что говорит принцип контринстинктивности? Сделать наоборот. То есть похвалить, поощрить. Как же поступил предприниматель, преодолев себя? Он послал ей букет из пятидесяти чайных роз и записку: «С благодарностью за продвижение автозапчастей «Фудзияма». Скандал – лучшая реклама. Наши продажи увеличились втрое». Итог: статьи мгновенно исчезли.

-5

Действовать по-другому нам мешают наши инстинкты, стереотипы, внутренние шаблоны. А всего-то надо вместо действий, диктуемых условиями задачи, совершить обратное действие. Именно так сформулировал этот прием Генрих Альтшуллер. Он проходит под счастливым числом 13 в ряду 40 приемов устранения противоречий.

Обрати внимание:

Поставь лайк если понравилась статья, тебе всего лишь "клик", а мне радости полные штаны =).

Подписывайся на канал, будет много интересных публикаций =).