Сама идея, что системы видеонаблюдения могут помочь поддерживать дисциплину в школе и эффективно решать спорные ситуации между учителями и учениками часто появляется в комментариях под статьями. Ведь логично же, что под объективами камер школьники будут адекватнее вести себя по отношению к учителям и сверстникам, а также начнут более ответственно соблюдать дисциплину.
Увы, на практике оно так не работает.
Я уже написал несколько статей, напрямую или косвенно посвящённых отвратительным выходкам школьников. Например случай, когда детины-старшеклассники жонглировали железной лавкой во время перемены, или когда девчонка публично сквернословила и нахамила мне в ответ на замечание. Эти инциденты произошли в школе, где уже давно установлены и работают камеры видеонаблюдения. В обоих случаях я, как учитель, был прав, но всё равно нашёл себе на голову проблем. В истории с лавкой на меня прибежала жаловаться мамочка за то, что я якобы распускаю руки и обидел её бедного сыночку, а ругающуюся девчонку смогла привести в чувство лишь угроза завуча отвести её на беседу к прокурору (и то это было блефом, о чём ниже).
Сами по себе камеры никого не защищают и не наказывают, они лишь фиксируют происходящее. А как использовать (или вообще не использовать) эти записи уже решают люди. Например, в конфликте уровня «учитель-ученик» уже не важно кто на самом деле прав, а кто виноват. Если разборки просочатся за школьные стены и дойдут до прокуратуры или отдела образования, то учителю точно не поздоровится. В конфликте между учителем и учеником правосудие практически всегда поворачивается своим человеческим лицом именно к ученику, учителю же остаётся лицезреть другое место.
И пусть логика и разум подсказывают, что учитель прав, а деточка попутала берега, но прокуратура и общественное мнение априори будут на стороне последнего. Именно поэтому угроза «отвести к прокурору» из описанного выше инцидента была блефом: прокурор и правда в тот день был в школе с каким-то очередным визитом, но отведя ту девчонку (постоянно повторяющую фразу «не имеете права!») к нему, я, завуч и школа в целом, могли бы отхватить больших проблем.
Закон был бы на нашей стороне, ведь та школьница нарушила порядок. Однако, с вероятностью 90% на её вину бы закрыли глаза (или бы дали формальное замечание), а вот школу, где якобы нарушили права ребёнка, начали бы кошмарить проверками.
Не очень эффективно предотвращают камеры конфликты и между детьми. Вспомним описанный уже в другой статье инцидент — диковатый мальчик, всячески игнорирующий все нормы и правила поведения, начал пинать девочку ногами. Так вот, всё происходило под объективами видеокамер и это не остановило хулигана. Наказали ли его, вызвали ли сотрудника ПДН? Нет, директор лишь прочитала ему очередную нотацию и погрозила пальцем. Сейчас подобные случаи происходят постоянно — школьники ругаются, дерутся между собой, хулиганят, всё это записывается камерами и... никаких последствий для нарушителей.
Где-то было сказано, что важны не сколько характеристики оружия, а то, как правильно и эффективно это оружие используют. Повторюсь, камеры лишь фиксируют случившееся, работают с записями и используют их в своих целях уже люди. Нынче же общество очень лояльно к детям и многое им прощает, даже если их вина неоспорима. Когда ребёнок матерится на всю улицу или мешает окружающим, на это никто не обращает внимания, а вот когда открыто возмущаешься таким поведением и призываешь к порядку, то сразу же начнется «онжедеть!» и «оставьте его в покое».
Сейчас в школах камер и так полно, и они исправно записывают все детские выходки, только это не очень помогает. Хоть записывай, хоть не записывай, дети всё равно практически неприкосновенны. И это они прекрасно знают. А чувство безнаказанности откладывает свой негативный отпечаток на характере и поведении. Для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему, надо выработать чёткие правила, за нарушение которых последует ощутимое и неизбежное наказание, а статус учителя сделать непререкаемым. Только в этом случае, от камер (как инструмента фиксации нарушения) будет хоть какая-то польза.
Ставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал! Спасибо за уделённое статье время, удачного Вам дня!