Найти в Дзене

Предельный хитонишка

В Древней Греции хитоном называлась нижняя одежда наподобие рубахи. Философы иногда называли так человеческое тело, так как главное в человеке — это его душа, а тело является всего лишь одеждой души, то есть её хитоном. Поскольку Эпиктет пренебрежительно относился к бренному телу, то и называл его пренебрежительно — хитонишком. Но почему предельным? Потому что Эпиктет считал наше бренное тело предельным ограничением для власти других людей над нами. Ниже попробую это объяснить.

Эпиктет был вполне согласен с тем, что жизнь — игра. До каких пор следует в неё играть? До тех пор, пока она играется хорошо. Мы повинуемся господам для того, чтобы из-за нас не прекратилась игра. Но наше повиновение не безгранично. До каких пор следует повиноваться кому-либо? До тех пор пока это целесообразно, пока соблюдаем подобающее и соответственное. Но не следует делать ничего, что противоречит нашим внутренним принципам, если хотим быть счастливыми.

А как нас могут принудить пойти против своих принципов и стать несчастными? Только воспользовавшись нашей привязанностью к внешним вещам. Чем дорожишь, на то и наступит твой господин. Дорожишь имуществом? Значит тебя будут соблазнять платой и давить на тебя штрафами. Дорожишь своим телом? Значит тебя будут подчинять угрозой физической расправы. И вот этот страх за своё тело — самый сильный. То есть предельный. Если можешь его преодолеть, то никто не сможет тебя ни к чему принудить. Если не дорожишь телом, то и власти над тобой ни у кого нет.

Вот поэтому наше тело и есть предельный хитонишка согласно учению Эпиктета.

#философия жизни #тело человека #размышления #стоицизм #тело