Найти тему
Любовь Валынкина

Медоносное лето. На новом точке.

Здраствуйте все, я инвалид 1 группы. Сегодня я продолжаю публиковать повесть деда Петрова Андрея Дмитриевича с разрешения Петрова Михаила Андреевича.
А на точке-хаос! Некоторые ульи на боку, некоторые на задних стенках-вверх летками, некоторые на доньях, но сильно наклоненные в ту или другую стороны. Их все я должен выправить. Работы предстоит много. Но я не тороплюсь. Сначала я решил отдохнуть, а потом уж примусь за работу. За это время пчелы немного успокоятся, и поменьше будут нападать и жалить.

Но отдых не получился, потому что обстановка вынуждала действовать. Хотя летки еще закрыты, а пасека гудела, облетываясь. Многие пчелки уже возвращаются с обножкой и ползают по кочевым решеткам, стараясь проникнуть в гнездо. Нужно поскорее открыть летки. Но чтобы их открыть, нужно выравнить ульи и установить на лежках. И не откладывая ни минуты, я занялся этим.

Черные ночные тучи сдвинулись к восточному горизонту. Утреннее солнце, перешагнув через них, щедро поливает своими лучами окружающую местность, вселяя во все живое радость наступившего дня, который по всем приметам должен быть ясным и жарким. Это вынуждает меня поторапливаться. Часам к девяти я справился со всеми работами и открыл летки. Пчелы сплошным потоком вываливают из них и дружно олетывались на новом месте. Вслушиваясь в этот звенящий гул, серце мое переполнялось радостью. Наконец-то, все ночные передряги кончились благополучно!

Теперь можно и отдохнуть. Я присел возле старой с развесистой кроной талины. Не сидится: мне хотелось напиться. "Сколько бы выпил?- думал я.-Наверное с полведра." Я имел ввиду настоящую воду, из колодца. Но такой здесь нет, хотя рядом, в метрах в ста, целое озеро. Но такую воду пить не будешь- она пахнет илом и гнилью. От нее можно заболеть. Но если вскипятить? Для этого нужна заварка. И я просматриваю все свои карманы. И о, счастье! В одном из них нашел сверточек. В газетной бумажке немножко заварки. С радостным чувством побежал к вещам и отыскал плоский солдатский котелок. Вот к стати! Хорошо, что хоть котелок не забыл!

Недолго раздумывая я принес в котелке озерную воду и сухими таловыми ветками вскипятил ее. Высыпав в кипяток заварку я посчитал, что чай готов. Но пить его невозможно, так как очень горячь. Пришлось долго студить, прежде чем насытится. После такой трапезы я решил прикорнуть, ведь всю ночь провел без сна. Однако сон не получился. Свеже-заваренный чай вернул силы и придал бодрости; мне захотелось проверить работу своих семей на новом точке.

У первого же улья на прилетке я увидел оживленную возню пчел. Приглядевшись, я ронял,-это они " танцуют". Удивительное явление в жизни пчел- это их "танцы". Ученые на опытах выяснили суть их. Пчела- разведчица, принесшая в гнездо нектар или пыльцу с неизвестных доселе растений, совершает особое движение на сотах, привлекая других пчелок посетить эти растения."Танцем" разведчица показывает и направление и расстояние нового медоноса или пыльценоса.

На бурном взятке с липы такого не увидишь, потому что нектар и пыльцу собирают с одних и тех же растений. Если бы какой-то пчелке вздумалось потанцевать, её танец не привлек бы внимания других, потому что все они заняты сбором нектара.

Но здесь, на лугах, другое дело. Ни одна пчелка пока что не знает, с каких растений следует собирать нектар. После облета все они кинулись искать те медоносы, которые знали в тайге. Но таких растений на лугах нет, поэтому они набрасываются на все цветы, которых здесь великое множество. В основном-то это пыльценосы, и они охотно собирают ее в корзиночки, расположенные у них на ножках.

Пчелок с разными цветами обножек скапливается на прилетке более десятка. По цвету обножек я узнаю те растения, с которых они собраны. Коричневая- с белого клевера и леспеденции двуцветной, серовато-желтая- с дягиля, серая рыхлая-с кукурузы, зеленая с кипрея, ораньжевая-с донника желтого. Имеются обножки и других расцветок, растения которых мне не известны. Я пытаюсь сосчитать их, но это мне не удается, потому что пчелы в беспрерывном движении. Каждая пчелка, принесшая обножку, как бы хвастается ею! "Смотрите, смотрите, я нашла, нашла!" Она выписывает кружочки овалы, полукружки, двигаясь то в одном, то в другом направлениях. Другая пчелка мечется со своей обножкой, третья со своей и на прилетке неистовая карусель-все трепещет, дрожит, дрыгается. Великая радость для них-новое место, новые медоносы!

Так будет продолжаться почти весь день. Но на следующий-танцы прекратятся, потому что к тому времени пчелы найдут главный медонос, на который и переключатся, и всякие танцы потеряют свое значение для них. А пока они еще ищут.

За каждой танцавщитцей следуют по несколько пчелок. Эти- без обножек. Возможно, они еще неуспели слетать в поле или же слетали, но ничего путного не нашли и вернулись пустыми. Вот они и стараются узнать, что это за растения, которые посетили танцавщицы, которые дают такую прекрасную пыльцу. Они также стремятся узнать и направление, по которому следует лететь, чтобы найти это растение, слетать туда и принести то же...

Такая сутолока на прилетке будет продолжатся еще долго почти весь этот день, но на следующий-танцы прекратятся.

Но вот, среди танцавщиц я замечаю пчелку с очень маленькой ярко-ораньжево-золотистой обножкой. Это, пожалуй, самая мелкая из всех обножек, какие только встречаются в этой месности и в данное время, но и вообще в любое время пчеловодного сезона и повсеместно. Я хорошо знаю эту обножку, она с черной черемицы! Это сильнейшее ядовитое растение, которое цветет со второй половины июля (в нашей месности) и первую половину августа. Лепески цветков черные и жесткие, словно металлические. На дне чашечки- яркая золотисто-оранжевая очень мелкая пылинка. Такую я и увидел на ножке разведчицы. А ее здесь,-местами сплошные заросли.

Вспомнив об этом, в душе вспыхивает тревога: "Отравятся мои пчелы!" Немедля проверяю семьи. Вскоре обнаруживаю, у летков трех семей страшная картина отравления. С болью в серце наблюдаю за одной из таких семей.

Черная, словно испачканая мазутом, полоса, состоящая из копошащихся в агонии пчел, такая полоса на два- три метра простирается впереди летка. Помахивая крылышками, некоторые пчелки стремятся взлететь, но уже не могут. Они торопливо бегут, расползаясь во все стороны. Некоторые из них стараются заполсти на какую-либо травинку, чтобы на вершине от туда взлететь. Достигнув ее вершинки, расправляют крылышки и машут ими. Однако крылышки не срабатывают, и пчелки падают вниз. Потом снова и снова повторяется то же. И все без результатно: крылышки не срабатывают, и пчелки взлететь не могут. А сколько их тут в этой траве? Наверное многие тысячи!

А из летка вываливаются отравленные все новые и новые. Одни пчелки сами выползают и падают с прелетка на землю, других уже мертвых выбрасывают здоровые еще не успевшие отравится. С какой-то яростью и остервенением они выволакивают мертвых и сбрасывают с прилетки, а некоторых зажимают ножками, поднимают в воздух, уносят подальше от пасеки. Вся эта копошащаяся черная масса через какое- то время окажется мертвой. Надежды на их выздоравление уже нет. И таких три семьи!

Мне жаль эту семью, но помочь им не всилах. "Теперь уж что будет. Меда от них ждать не приходится, но восстановить до зимы сумею. Тоьько бы матки не погибли."- Такие мысли меня немного успокаивают.

А можно ли избежать отравления черной чермерицей вообще- то?

Литературные данные указывают, что черная чермерица не выделяет нектар, а является только пыльценосом. Следовательно пчелы травятся не нектаром, а пыльцой. Эти данные меня не устраивают. И вот почему. По утрам или после дождя в чашечках цветков скапливается влага, которая вбирает в себя яд этого растения. Если пчелы соберут ее, то они обязательно отравятся. Такая опасность для семей возникает только на новом месте, когда они не приработались к полезным медоносам. Чтобы избежать этого не следует торопиться с открытием летков, до тех пор, пока сойдет роса.

Все это я прекрасно знаю, потому что приходилось сталкиваться с этим ядовитым растением в прошедшие годы. И тем не менее сегодня я не принял мер, чтобы предотвратить отравление. Обстановка, сложившаяся в дороге, не позволила-вынудила к этому. Я не смог задержать облет пчел, так как они уже олетывались и с закрытыми летками. Если бы пчелы не повылазили в щели, то я, конечно же, открыл бы летки где-то в середине дня, когда росы и в помине не было бы. Тогда все мои семьи оказались бы целехонькими. Поскудная дорога!

Тут я вспоминаю о Жоре. Как он там? Наверное не испытал такого мучения, какое испытал я. А у кого лучше окажется медосбор, пока не известно. Может и мне следовало бы остаться в дубняках?

Время приближалось к вечеру. Я выхожу на дорогу, чтобы добраться до дому на попутном транспорте. Таким транспортом могла оказаться совхозная кузовная машина или "Беларусь" с тележкой, на которых ежедневно ездят механизаторы. Утром сюда на работу, а вечером,- в село на ночлег. В моем лице с сегодняшнего дня у них новый пассажир.

Продолжение следует.

Оглавление:

1. На медосборе.

2. Медоносное лето. Атаки муравьев.

3. Медоносное лето. Улетел рой.

4. Медоносное лето. Война с мышами.

5. Медоносное лето. Ссора с Жорой.

6. Медоносное лето. Встреча с медведем.

7. Медоносное лето. Непогода.

8. Медоносное лето. Барометр.

9. Медоносное лето. Пчеловод Балабанов.

10. Медоносное лето. Клещи.

11. Медоносное лето. Филосовские мысли.

12. Медоносное лето. Спор.

13. Медоносное лето. Расследование.

14. Медоносное лето. Многокорпусные ульи.

15. Медоносное лето. Смерть маток.

16. Медоносное лето. Охотник-пчеловод.

17. Медоносное лето. Медоносы августа.

18. Медоносное лето. Гроза.

19. Медоносное лето. Переезд. Часть 1.

20. Медоносное лето. Переезд. Часть 2.

Спасибо за прочтение, если понравилось ставте лайки и подписывайтесь на мой канал. Фотографии взяты из свободных источников интернета.