С позволения сказать, производство редакций типа Дождя, Эха Москвы, РБК меня в общем волнует мало. Нарочито альтернативные точки зрения, вечно кем-то незаслуженно обиженных граждан, не вызывают никаких эмоций. Прошел бы я мимо и материала некой Марфы Смирновой, о том как негоже с точки зрения педагогики воспитывать в детях "милитаризм", если бы не устойчивое ощущение дежавю.
Помните сцену из кинофильма "Терминатор 2: Судный день", когда герой Эдварда Ферлонга, глядя на детей играющих в войнушку, риторически вопрошает, обращаясь к киборгу: "Мы обречены да? Люди имею ввиду"? Что отвечает Железный Арни тут в общем не важно. Я к тому, что через весь фильм рефреном проходит мысль, что люди не осознавая этого все-равно будут стремиться уничтожить друг друга. В том числе и путем воспитания детей будущими солдатами.
Я сейчас не пытаюсь установить причинно-следственную связь между фильмом и современными нормами в обществе. И не хочу даже разбираться откуда растут ноги у взглядов г-жи Смирновой. Я лишь говорю о том, что такая точка зрения действительно имеет место быть. Нынче то и дело можно услышать эдакое негативное отношение к парадам, к чествованию героев воин, к дошкольным и школьным мероприятиям посвященным дням армии, флота, Дню Победы. Причем вовсе не из уст каких-то хиппи, а от совершенно политически нейтральных граждан. Более того, в похожем ключе говорят и люди, в общем не отрицающие значение вооруженных сил и реальную угрозу военных конфликтов в будущем. Эдакие Сары Коннор, которые учат детей "воевать" с несуществующими врагами вопреки собственным пацифистским убеждениям, вынужденно.
Но тут ведь немного про другое. Дело в воспитании в целом. Детей воспитывают не в каких-то конкретных целях. Не учат детей с пеленок быть регги-музыкантами, художниками, столярами, космонавтами, моряками, пехотой, кровожадными убийцами, Джонами Коннорами. Детей воспитывают быть полноценными единицами окружающего общества. И если уж так сложилось, что в этом обществе есть поэты, спортсмены, врачи, инженера и военные, то и дети должны это четко представлять и понимать. А не быть какими-то вырванными из контекста цветочками жизни, которые никогда не повзрослеют и не обрастут шипами.
Речь ведь не о том, что бы скидывать слабых детей со скалы. Ни кто не муштрует малышей круглые сутки. Дети в садах, к возможному удивлению редакции Дождя, в основном рисуют маму и лепят солнышко. Дети наряжаются в ежиков и грибочки куда чаще чем в солдат. Есть конечно и специализированные кадетские учреждения, но это такой же выбор, как и спортивная секция, как музыкальная школа. Многих резидентов Эха Москвы, наверное, шокирует, что при этом воспитанники кадетских школ значительно реже становятся участниками криминальных происшествий, чем их сверстники. Это не Гитлерюгенд, который все время мерещится Каспарову.
Гражданка Смирнова в своем материале опирается на слова не Гарри Кимовича, а некоего педагога Димы Зицера. Если неглубоко копнуть про то, что из себя представляет данный товарищ, то можно увидеть чем в целом он занимается. Основатель Института Неформального Образования "INO". Автор книг: "О бессмысленности воспитания подростков", "Свобода от воспитания". В принципе канва мыслей уже прорисовывается. Нет, я, конечно, не читал эти произведения, может они вовсе не о том что идет заголовком, но вот ЛитРес нам приводит примерный результат: "Родители, прочитавшие книги Димы Зицера, говорят, что они снимают с плеч непосильный груз навязанных обществом стереотипов и страхов". Да и сам Дима Зицер говорит нам со страниц Комсомольской правды: "Ребенок клянчит игрушку? Купите, вы же его любите!". В целом становится понятно, почему пятидесятилетний дедушка до сих пор еще Дима, а не Вадим Семенович.
Поверьте, я сам не сторонник милитаризма и совсем не желаю собственным детям брать когда либо в руки оружие, как, думаю, и любой нормальный человек. Но ведь надо понимать, что готовность к чему либо это не цель. Нет ничего криминального в том, что бы дети учились прыгать, бегать, считать, писать, готовить, работать, делать то что может пригодиться в жизни, в том числе и знать как ходить строем и слушаться командующего. Лично мне тоже пока не приходилось в реальности чеканить шаг, разбирать автомат Калашникова и заряжать пулемет Владимирова, и я совершенно спокойно проживу если эти знания так никогда и не понадобятся. Но в случае чего я наверняка протяну чуть дольше того, кто этого делать не умеет.
Происходит какая-то гиперболизация негативного отношения к способности за себя постоять. Детей всеми силами ограничивают от компьютерных стрелялок, не хотят отдавать в секции единоборств, пытаются отмазать от призыва в ряды вооруженных сил. Ограждать детей от жестокой реальности нужно, но и приучать их к тому что мир такой приторно милый и гуманистический, мне кажется, только во вред. Детенышей зверей не отпускают на волю после даже незначительного вмешательства в воспитание в естественной среде. Они становятся абсолютно неприспособленными к жизни в нормальной обстановке. В нормальной, подчеркиваю. Что уж говорить об экстремальных ситуациях.
Я бы посоветовал Дождю показать материал г-жи Смирновой и г-на Зицера детям, например, Донбасса, Сирии, Мьянмы, Афганистана. Как бы они отнеслись к тому, что тетя и дядя говорят, что их папы и мамы занимаются чем-то нехорошим. Пригодились ли навыки строевой подготовки молодым людям в Сербии, Ливии, Ираке? Кто погиб из их сверстников, поддавшись панике при бомбежке, а кто остался жив вовремя и правильно укрывшись в неровностях местности? Кто умер от ран, жажды и голода не сумев сориентироваться и прибыть в ближайший эвакопункт?
Нужны ли нам праздничные парады, конкурсы строевой песни в десадах, начальная военная подготовка в школе, служба в армии? Видимо, все-таки бывает так, что и нужны. Дай то боже, что бы все это осталось в виде состязаний на время и призовые места. Но если подготовки не будет совсем, то кто знает - может когда наши детишки все вырастут в Димочек и Марфушенек, не решат ли те, у кого с этим все в полном порядке, отобрать у них игрушки, купленные любящими родителями?
PS. Больше новостей на канале https://t.me/pulse_day