Весна. Рассказываю детям старшей группы о перелётных птицах. Загадка о скворце и картинка не помогли воспитанникам вспомнить название птицы. Как я не пыталась направить на верный ответ, не вышло – дети не запомнили.
Спрашиваю: «Всё? Сдаётесь? Это скворец». Один мальчик не расслышал и переспросил: «Как, как? Пипец?». Детвора быстро среагировала – пошли смешки и шепоток с этим загадочным словом. Кстати, хочу заметить слово «скворец» не запомнили, хотя рассказывала о нём не раз. А вот «пипец» знает каждый и каждый понимает, что вслух его не произносят.
Что делать? Надо исправлять ситуацию. Спрашиваю: «А вы знаете, что это слово обозначает?». Пожимают плечами, но каждый уже по три раза повторил этот шедевр разговорной речи. Дети чувствуют, что что-то в нем не так, но что сказать не могут.
Тогда объясняю: «Люди любят придумывать разные слова-заменители. Так вот, это слово означает «конец». Но лучше говорить настоящее слово, чем придуманное». И всё в том же духе – выкручиваюсь, как могу. Не хочу, чтобы дети сказали это слово дома, а родители подумали, что оно «пришло» из детского сада. Впрочем, родители всегда и во всём винят детский сад.
К чему я веду? Взрослые, запомните, дети – это ваше отражение, ваша копия. Вы для них пример, следите за своей речью. А если «вырвалось», то объясните, что это слово неправильное, его повторять не нужно. Придумайте что-нибудь в этот момент - вы же умные родители! Или через некоторое время появится слово, которое намного хуже "пипца" (или "пипеца" - не знаю и не хочу знать!).
Учите детей говорить красиво и грамотно – речь и мысли взаимосвязаны.