Взял огнемёт - не щёлкай клювом.
Как сжечь в Питере 640 млн. рублей.
(2021, Россия)
***
Уж коли в России делают фильмы даже по несуществующим комиксам (а если те и рисовались, то постфактум, вдогонку), типа всяко-разных "Защитников", "Вратарей галактики" и т. п., было бы странно, кабы наша скромная комикс-индустрия не пыталась сшибить деньгу́ на своей продукции.
А ведь такая у нас есть, да. И в её случае снимать кино гораздо более логично и оправданно: всё же какая-никакая, но раскрутка и фанбаза у её комиксовых вселенных есть. А если влепить проекту ещё и ускорительный пендель в виде 8-ми с половиной миллионов "зелёных" денег (по текущему курсу) - и вовсе поскачет, как миленький, так ведь?
И так, и нет.
Комиксы о петербургском детективе Игоре Громе начали выходить ещё на заре 2010-х и издавались четыре с лишним года. Что для сольного "бумажного" медиапродукта в России достойный срок - говорю как соавтор и участник нескольких аналогичных проектов, только в книжной попсе (см. шапку канала).
Однако мне с коллегами такое счастье, как экранизация нашей "фантастики", да ещё за полмиллиарда с лишним рублей не привалило. И с этой точки зрения создателей "Майора Грома" остаётся лишь поздравить и им позавидовать. В том числе по поводу того, что провальный театральный прокат им подсластила пилюля от Netflix, купившей фильм за якобы солидную цену.
И то хлеб, пусть не с икрой, но с повидлом.
Увы, но всё остальное кроме уже привычных для отечественного кино, добротных цифровых эффектов (по меркам бюджета, естественно) шибко не похвалишь.
И если вы не знакомы с этими комиксами, впечатление от "Майора Грома" остаётся одно: нам хотели показать вариацию "Шерлока Холмса" Гая Ричи, только в реалиях современного Питера и с питерским сыщиком. Причем в теории идея действительно выглядела красиво, интригующе и коммерчески перспективно.
Однако за теорией началась суровая практика, и почти все местные "полимеры" тотчас отправились по знакомому маршруту.
Как всегда, всё своё внимание наши авторы очередного "блокбастера" сосредоточили на компьютерной графике, пришивая к ней остальное по принципу "уж как получится".
Спору нет, иногда получалось.
К примеру друзья у главного героя, его союзники по приключениям, почти все живые, выразительные и забавные. Да и сам он тоже отчебучивает выкрутасы, иронизирует и наверняка хорош в комиксе, но кто он такой и чем уникален тут, в киноистории?
Прошлое Игоря Грома нам раскрывают крайне скупо и мало что значащими подробностями. А что отличает его от коллег по службе? Загибаем пальцы: 1) он не любит полицейскую форму, 2) начальник его управления - старенький генерал Прокопенко, - его практически единственный друг, хоть они с ним постоянно лаются, 3) следственную информацию Гром предпочитает добывать кулаками, даже если для этого надо макнуть головой в унитаз весь "бандитский Петербург"...
Вроде бы всё.
А дедукция, маскировка, виртуозное ведение допросов, углубленное знакомство с преступным миром, знание химии, баллистики, хакерство, иные таланты? В чем ценность Грома именно как сыщика-уникума?
Забудьте. Это обычный опер-беспредельщик, и если у себя в "конторе" он лучший из асов - ну тогда возникают вопросы ко всем остальным, что эти лентяи и бездари вообще делают на этой службе.
Иногда, правда, Гром вдруг начинает талдычить себе под нос "Думай-думай!" и... Нет - не думать, а видеть прогнозы-варианты "текущих событий" точь-в-точь, как Холмс у Гая Ричи. Вот только здесь эта финтифлюшка подана совсем не так стильно и выглядит совсем уж грубым заимствованием у "классика".
К главному гаду тоже есть вопросы.
То, что он списан с Павла Дурова, носит фамилию Разумовский (спасибо, хоть не Умнов) и создал соцсеть "Вместе" - ладно, пускай. Но ведь он вдобавок косит под нолановского Бэтмена с его хай-тек-гаджетами и брутальной маской, да ещё открыто заявляет: "Хо-хо, я и сам прямо как Бэтмен!"...
Это вот что и зачем сейчас было?
Поэтому впечатление Чумной Доктор производит то же, что группа Ласковый Май-3 в конце 80-х. То есть спасибо, конечно, Доктору за концерт, и пафосные позы на сцене он принимает "как большой", но это ведь типичное "гастрольное разводилово" - суррогатный герой, даром что русский Бэтмен злодей и у него клюв в пять раз длиннее.
Уж извините.
***
В общем, допущу, что если вы фанат комиксов про майора Грома, ваше воображение на просмотре фильма дорисует всё недостающее, и он приведет вас в восторг.
Но если этот "пласт" медийной культуры 2010-х обогнул вас стороной, кино тоже пролетит мимо взора, совершенно никак не зацепив. Ибо цеплять ему зрителя, который "не в теме", элементарно нечем, а спецэффекты и Холмс с Бэтменом у забугорных "кинокомиксёров" всё равно прикольнее.