В 1915 г. немецкий генштаб создал управление по разработке оружия нового поколения - биологического. Немцы начали действовать: в Россию доставили вирус чумы для возбуждения эпидемии в Петрограде (не сработало); были доказанные случаи сапа, что привело к массовой гибели лошадей в войсках союзников России — Антанты.
Несмотря на «Протокол о запрещении применения в войне бактериологических средств» от 1925 года разработка биологического оружия не прекращалась.
В 1940 году в Шотландии начала реализовывать свою биологическую программу Британия. На небольшой остров Груйнард экспериментаторы доставили стадо овец и контейнер со спорами сибирской язвы. Результат эксперимента был поразил: все подопытные животные погибли.
В 1942 году на вооружение английской армии поступила специальная авиационная бомба, содержащая 3 литра суспензии со спорами возбудителя сибирской язвы. Слава Богу, применения не нашла.
Бактериологическое оружие британские спецслужбы использовали для диверсий в отношении высшего руководства фашистской Германии. В частности, известна спецоперация «Антропоид»: ликвидация в феврале 1942 года заместителя имперского протектора Богемии и Моравии Рейнгарда Гейдриха. Была использована ручная противотанковая граната, обернутая лентой, пропитанной ботулиновым токсином – сильнейшим ядом из бактерий. В результате Гейдрих получил лёгкие осколочные ранения, он быстро впал в кому и умер.
Советское бактериологическое оружие было использовано в 1942 году против наступавшей на Сталинград 6-й армии генерала Паулюса. Выбор пал на бактерии туляремии, которых разносят мыши. Мыши заражали солому, служащую немецким солдатам для подстилок, распространяя таким образом инфекцию. Смертность при туляремии невелика, но бактериологическая атака вывела на время из строя значительное количество живой силы противника.
В Германии подготовка к бактериологической войне велась очень широко.
В феврале 1943 года институт бактериологии в Дессау выполнил срочный заказ по изготовлению 20 миллионов бутылок с бактериями холеры.
в Киеве немцы восстановили деятельность Киевского института бактериологии, который выполнял заказы по изготовлению бактерий чумы и холеры.
Немецким военным командованием неоднократно проводились операции по распространению сыпного тифа. В специальные концлагеря совместно со здоровыми людьми помещались тифозные больные. После возникновения эпидемии из этих лагерей организовывались «побеги» пленных с целью распространения сыпного тифа среди местного населения и в войсках Красной армии.
И вновь Сталинград, но уже с немецкой стороны. Под Познанью был создан институт, где выращивались как бактерии, в том числе бациллы чумы). Однако благодаря быстрому наступлению Советской армии в последние месяцы войны немецкое военное командование не успело массированно применить свои разработки. Немецкий генерал Шрейбер писал: «Быстрый марш Советской армии спас Европу и человечество от страшной катастрофы».
В 1944 году в Италии немецким командованием в строжайшей тайне была проведена хитрая операция с применением биологического оружия против англо-американских войск.
В окрестностях Рима была затоплена обширная территория. Под руководством ведущего немецкого эксперта по биологической войне Эриха Мартини на затопленной территории распространили миллионы личинок малярийных комаров. На подходах к Риму перед наступающими британскими войсками распростёрлись обширные поля, залитые водой, где затаились огромные массы малярийных личинок. Однако британцы были готовы: соответственно одеты, снабжены необходимыми лекарствами и специальными репеллентами. Вспыхнувшая эпидемия обрушилась на местное население.
За неделю в окрестностях Рима малярией заболели сотни тысяч человек, число жертв точно не известно, десятки тысяч.
На Восточном фронте в лагере Озаричи (Белоруссия) было собрано более тысячи больных сыпным тифом из числа местных жителей и эвакуированных, с целью заразить советских солдат — освободителей и вызвать эпидемию в войсках. Эпидемию удалось купировать..
Из доклада: «19 марта 1944 года наступающие части Красной Армии в районе местечка Озаричи, Полесской области, Белорусской ССР, обнаружили на переднем крае немецкой обороны три концентрационных лагеря, в которых находилось свыше 33 тысяч детей, нетрудоспособных женщин и стариков… Вместе с истощённым и нетрудоспособным населением, находившимся в антисанитарных условиях, они размещали в лагерях тысячи сыпнотифозных больных, специально вывезенных из различных временно оккупированных районов Белорусской ССР».
Членом Чрезвычайной Государственной Комиссии академиком Трайниным И. П. и судебно-медицинской экспертной комиссией было произведено дополнительное расследование, которым было установлено, что «… немецкие военные власти преднамеренно, с целью распространения сыпного тифа, размещали сыпнотифозных больных вместе со здоровым населением, заключённым в концентрационные лагери у переднего края немецкой обороны».
О современном состоянии работ по бактериологическому оружию достоверно ничего не известно. Есть ряд запретительных международных договоров, но…. Кроме того, сейчас и не обязательно распространять каких-то бактерий, вирусов или клещей. Есть другие методы...