Конечно война - это трагедия. Но подчас она состояла и из забавно-занятных, скажем так, эпизодов. Сегодня перескажу несколько из них.
Во время войны советского актера Михоэлса командировали в Соединенные Штаты. Он был не один такой. В США были направлены летчик Михаил Громов и режиссер Михаил Калатозов. Каждый отвечал за свой участок работы. Громов за политическое руководство Америки, Калатозов за Голливуд, Михоэлс за еврейскую диаспору.
Альберт Эйнштейн пригласил Михоэлса к себе в Принстон. Тут надо заметить, что советским нельзя было свободно передвигаться по территории США, включая автомобильные поездки. Это дало Эйнштейну повод для шутки. По телефону он сказал Михоэлсу:
— Если вас спросят: зачем вы едете в Принстон — по делу или для удовольствия, вы отвечайте, что по делу… Что же это за удовольствие видеть старого еврея…
🚩 Как известно, в начале войны советская армия отступала. Один из полков вошел в маленький город. Надо было срочно накормить солдат. Офицеры нашли продовольственный склад, вскрыли его и тут выяснилось, что из еды только бочки с... черной икрой. И что делать? Каждому бойцу выдали по котелку черной икры. Народ в полку был разный и простой деревенский паренек отошел со своим котелком в сторону и с обидой сказанул:
— Война еще только началась, а уже каким дерьмом кормят!
🚩 В журналистском мире предвоенной страны Советов был известен фотокорреспондент «Правды» Василий Тёмин. Это был не просто профессионал, это был жесткий профессионал. Война раскрыла этого человека полностью.
Первую победу в Великой Отечественной мы одержали под Москвой зимой 1941. Двигаясь вслед за нашими передовыми частями, Тёмин обратил внимание на то, что в некоторых пригодных для фотографирования местах для полноты картины не хватает немецких трупов. А в иных местах этих трупов много, но фон не тот.
Так как в его распоряжении был грузовик-полуторка, Тёмин погрузил в кузов с десяток убитых немцев и возил их с собою. Зима, морозы сильные. И вот когда фотограф находил подходящий пейзаж — разрушенные дома, подбитые танки и пр., он с помощью солдат раскладывал вражеские трупы, создавая «фотокомпозиции». Ну а что, цинично, да. Но это война.
🚩К концу 2-ой мировой Тёмин совсем страх потерял. Когда наши водрузили красное знамя над Рейхстагом, Тёмин сделал роскошное фото сверху и бросился на аэродром, чтобы поскорее доставить серию снимков в Москву. Однако, там стоял только личный самолет маршала Жукова. Темин объявил:
— Товарищ маршал приказал мне на этом самолете немедленно лететь в Москву.
Это было сказано столь нагло, что ему поверили. А через несколько часов самолет потребовался самому Жукову. И ему докладывают:
— Самолет по вашему приказанию улетел в Москву.
— Как это?! По какому приказанию?
— На аэродром прибыл майор Тёмин и объявил, что вы ему приказали на своем самолете лететь в Москву.
Жуков был вне себя. Какой-то майор, да от его лица. Нрава маршал Победы был крутого, поэтому следует приказ:
— Этого майора найти, арестовать, под трибунал и расстрелять.
А «Правда», тем временем, уже штампует фото Темина в утренней передовице. Нагрузив маршальский самолет газетами, фотограф летит обратно в Германию, где его берут под белы ручки "компетентные органы". Но "Правда" в те времена была главной газетой страны. Главред имел телефон прямой связи со Сталиным. Он ли или кто-то другой помог, но маршалу был показан свежий номер «Правды» с фотоснимком Тёмина. В конце концов, Жуков сменил гнев на милость.
Статьи по теме: