Начну пожалуй эту статью с отрывка из "Специального послания Конгрессу об образовании" от 29 января 1963 года, высказыванием Кеннеди о советском образовании:
Необходимость этой программы не лежит в русле холодной войны. Улучшение образования необходимо для развития нашей страны, независимо от того, что делают другие. Тем не менее, стоит отметить, что Советский Союз понимает, что образовательные усилия в 1960-х окажут большое влияние на силу, прогресс и статус нации в 1970-х и 1980-х . Согласно свежему докладу, подготовленному для Национального научного фонда, советские высшие учебные заведения выпускают в 3 раза больше инженеров и в 4 раза больше врачей, чем Соединенные Штаты. Отставая от нашей страны в совокупном годовом числе выпускников высших учебных заведений, Советы поддерживают ежегодный приток научно-технических кадров более чем в два раза превышающий наш. В то же время они практически ликвидировали неграмотность: с начала века доля людей, имеющих более чем 7-классное образование, выросла в 23 раза. Увлечение этой нации образованием, безусловно, достаточно, чтобы превзойти достижения любой другой нации или системы.
Интересно услышать такую оценку от главы другого государства, на секундочку государства с которым шла холодная война. А сейчас наша "Великая и Могучая" держава перенимает зарубежную систему образования, при чем американскую!!!
Детально об образовании в СССР
Образование делилось на три ступени:
- Дошкольное
- Школьное
- Высшее
Дошкольное
Нужно прекрасно понимать что вся система образования СССР от детского сада и до высших учебных заведений, строилась на идее подготовки достойного члена коллектива, который в будущем станет трудиться для процветания страны. Проблем с кем оставить ребенка, у молодых мам не было вообще. Система дошкольного образования СССР состояла:
- из яслей - в них воспитывались самые маленькие - от двух месяцев до трех лет;
- детсадов - они принимали трехлеток и до семи лет готовили их к поступлению в первый класс, постепенно переводя из младшей группы в среднюю, старшую и подготовительную;
- яслей-садиков - комбинатов, под одной крышей объединявших два предыдущих типа заведений.
С детьми занимались квалифицированные педагоги, которые прививали детям культурное развитие согласно постановлениям партии, а так же любовь к здоровому образу жизни. Детские сады существовали на полном попечительстве государства, и разговоров о каких-то частных учреждениях даже не было. Никаких взносов на ремонты и прочее никто не просил, родители лишь частично покрывали расходы на питание ребенка. А сейчас посмотрим, в государственный детский сад, очередь практически не дождешься, постоянные поборы на ремонт, на шторы, на краску и т.д. Частные детские сады конечно выручают, но данное заведение высокого уровня стоит неплохих денег, и не все могут себе позволить обучение ребенка в данной организации. Очень жаль что государство не беспокоится о будущих поколениях своих граждан.
Школьное
А это уже совсем другая тема для разговоров, здесь все загубили на корню. Я не хочу говорить о системе образования которая существовала до реформы 1958 года, хотя в своем роде она тоже была отличной, - но требовалась ее модернизация для более комплексной подготовки школьников к будущей .
В 1958 году Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», на основе которого вместо всеобщего обязательного семилетнего образования было введено всеобщее обязательное восьмилетнее образование, завершённое повсеместно в 1962 году.
В это время структура среднего образования изменилась
- Начальные классы 1-3
- Средние классы 4-8
- Старшими 9-10
Первые техникумы, и ПТУ в которые можно было поступить при наличии образования в восемь классов. Так же повсеместно стали развиваться интернаты, во всех школах вводились группы продленного дня.
ЭТА СИСТЕМА БЫЛА ПРИЗНАНА МНОГИМИ ЗАРУБЕЖНЫМИ АВТОРИТЕТАМИ, ЛУЧШЕЙ В МИРЕ, И СУЩЕСТВОВАЛА ВПЛОТЬ ДО РАСПАДА СТРАНЫ!!!
Вот честно, я даже не хочу говорить о том, что в данный момент происходит с образованием, как промывают мозги нашим детям, учебники с которыми по нелепости могут сравниться только некоторые законы. Родители у которых учатся дети в школе, поймут о чем я говорю.
Высшее
Ну здесь пожалуй самое важное это заочная форма обучения, - которая раньше в нашей стране не применялась. Введена она была для увеличения доступности высшего образования.
29 августа 1938 года, в СССР было официально введена заочная форма получения высшего образования.
Стоит отметить что даже при конкретной идеологической направленности, ВУЗы выпускали высокопрофессиональных и разносторонне подготовленных специалистов. Которые как я писал в предыдущих статьях, после окончания учебных заведений не переживали что делать дальше, а прекрасно понимали что для них всегда найдется работа. Ведь во времена СССР, всеми учебными заведениями управляло государство, и именно оно давало план на подготовку специалистов того направления, которое в данный промежуток времени намеревалось развивать ударными темпами. ВУЗы не учили ненужных специалистов, только те профессии в которых нуждалась страна.