"И я ли скрою от тебя тайну нашу? Может быть, ты именно хочешь услышать её из уст моих, слушай же: мы не с тобой, а с ним, вот наша тайна! [...] Ровно восемь веков назад как мы взяли от него то, что ты с негодованием отверг, тот последний дар, который он предлагал тебе, показав тебе все царства земные: мы взяли от него Рим и меч кесаря и объявили лишь себя царями земными, царями едиными, хотя и доныне не успели ещё привести наше дело к полному окончанию", — говорит Христу Инквизитор в легенде Ивана Карамазова. Так Достоевский обличает огосударствление Церкви. Сегодня — про Томаса Торквемаду, который положил начало этому страшному процессу в Испании.
Борьба с еретиками в Испании
Святая Инквизиция пришла на Пиренейский полуостров вскоре после учреждения во Франции. В 1231-1233 годах святой Раймунд де Пеньяфорт получает от Папы Григория IX разрешение на создание "филиала" католического трибунала в Арагоне. До XV века Испания не являлась цельным государством, и вообще отчасти была под властью арабов-завоевателей. Лишь с объединением корон Арагона и Кастилии — в лице наследников Фердинанда и Изабеллы — стало возможным установление единого карательного аппарата.
Еретиков (не только иудеев) не уничтожали, но лишали имущества и должности, которую те занимали. Конечно, евреев было много, и евреев не любили. Они жили в закрытых общинах, что не мешало им занимать высокие посты при дворце и в обществе. Ненависть к ним в христианских королевствах Пиренейского полуострова растёт на протяжении XV века. Имели место погромы и несправедливые судебные процессы. Это заставляло многих евреев обращаться в иную веру — в католичество.
Даже будучи де-юро христианами, евреи не теряли своего статуса "нежелательных элементов". В 1449 году в Толедо происходит восстание против новообращённых с требованием запретить им занимать любые должности — по факту, вето на добывание средств к жизни. "Законы о чистоте крови", которые юридически закрепили дискриминацию евреев, исполнялись только по отношению к богатым и влиятельным представителям этого народа. Лишь в 80-е годы, с созданием Святой Инквизиции, государственные репрессии ставят пол угрозу жизни еретиков.
"Молот еретиков"
Тома́с де Торквема́да родился и вырос в королевском Вальядолиде. Позже, именно тут произойдёт бракосочетание Католических Королей. Дед и бабка будущего Великого инквизитора были обращёнными евреями (марранами). В 1452 году, в возрасте всего лишь 32 лет, Торквемада назначен настоятелем монастыря Santa Cruz la Real (Святого Креста). Он принадлежал к ордену доминиканцев. Молодой приор отличался религиозным рвением, строгостью к себе и эрудицией. В 1574 году на престол Кастилии восходит Изабелла I. Томас де Торквемада становится её духовным наставником.
Было бы преувеличением приписывать "заслугу" создания инквизиции одному Торквемаде. Так, кардинал Педро Гонсалес де Мендоса, был даже более нашего героя замешан в основании карательного аппарата церкви. Он приложил руку ко всем важнейшим событиям эпохи Католических Королей: падению Гранадского эмирата, открытию Америки и исходу иудеев из Испании. По исторической иронии, всё это произошло в 1492 году. Де Мендоса и Торквемада убедили набожную Изабеллу в необходимости очищения королевства от евреев. В 1478 году, по просьбе монаршей четы, папа Сикст IV публикует буллу, согласно которой в Испании создаётся Инквизиция.
В 1483 году Торквемада получает должность Великого инквизитора. Он тут же приступает к делу: по всей стране начинаются преследования обращённых евреев. С 1483 по 1492 (год исхода иудеев) было убито больше трёх тысяч человек, не говоря уже о безосновательных арестах, произвольной конфискации имущества и снятия с должностей. Нужно сказать, что в каждом большом городе тогда были еврейские общины, и евреи занимали важные позиции в университетах, при дворце, в монастырях (сам Торквемада был немного евреем). Обращённым иудеем был Хуан дель Энсина, основоположник испанской драмы. Корона извлекала выгоду из ареста банкиров-марранов, так как они играли важную роль на внешнем и внутреннем рынке. По легенде, иудеи даже предлагали казне огромнейший откуп в размере 30000 дукатов, но Изабелла и Фердинанд отказались. Неудивительно: конфискация имущества — тоже весьма выгодное дело.
Сарагосское дело
Помимо очевидных религиозных целей, Инквизиция имела и политическую миссию: сломить сопротивление местных феодалов, в основном, в бунтарском Арагоне. Соединение двух монархий встретило серьёзное сопротивление среди жителей, которые привыкли жить по своим законам (фуерос). Подчинить их одной церкви значило подчинить их одной власти. И случай для этого нашёлся.
Педро Арбуэс был священнослужителем в кафедральном соборе Сарагосы. В 1484 году, через год после вступления в должность Великого инквизитора, Торквемада назначает его инквизитором области. Но местный дворянский совет противится введению новой должности и направляет королю Фердинанду послание, в котором убеждает его, что нет в Арагоне еретиков, а если и есть, то их нужно словом, а не огнём, обратить в истинную веру. Монарх попросту отправляет войска на границу области (между прочим, его бывшей вотчины) и силой подчиняет выступавших дворян.
В следующем году умирает один из помощников Арбуэса, Гаспар Хуглар. Ходил слух, будто его отравили иудеи. Сам арагонский инквизитор, после двух покушений, был зарезан в соборе ночью во время молебна. Происшествие чудовищно взволновало верхушки общества и особенно Торквемаду. Месть была неизбежной и жестокой. Около 30 человек были сожжены, повешены, доведены до смерти во время пыток. Вплоть до отставки Великого инквизитора продолжались репрессии по отношению к членам семей, обвинённых в ереси.
"Мы взяли от него Рим и меч кесаря и объявили лишь себя царями земными..."
Изгнание евреев из Испании не было единственным эпизодом в своём роде. В 1290 году то же сделала Великобритания, веком позже - Франция. Конечно, это не оправдывает нетерпимости той эпохи. Как бы цинично это ни звучало, мир получил прививку от антисемитизма лишь после нацистских лагерей смерти. Почему не в 1492 году или не после еврейских погромов начала XX века в России? Возможно, потому что гитлеровская Германия стала врагом почти всего мира. Испанию на момент подписания Альгамбрского эдикта — предписывающего уход евреев или их крещение в течение четырёх месяцев — поддержали государи других стран, а также представители немногих европейских университетов.
Томас де Торквемада свято верил в принцип "одна страна — одна вера". С его содействием Испания стала единой монархией с сильной централизованной властью. Этот шаг прошли многие государства в своём развитии от Древности к Современности. Сам Торквемада отдалился в монастырь от дворцовых интриг и активной деятельности в 1493 году. Может, он считал свою миссию христианина выполненной. Вероятно, его отправили в опалу сами Католические Монархи, боясь чрезмерного влияния Великого инквизитора на политику государства. Проведя 5 лет в монастыре святого Томаса в Авиле, основанном им самим, Торквемада скончался в 1498 году.
Источники:
https://www.abc.es/historia
https://historia.nationalgeographic.com.es/
Википедия