В Институте стран СНГ в онлайн-режиме состоялся первый за долгие годы круглый стол, посвященный проблемам миграции и репатриации соотечественников. Ровно 25 лет прошло с проведения первого Международного форума переселенческих организаций, идейным вдохновителем и организатором которого была российская правозащитница и общественный деятель Лидия Графова. В нынешнем мероприятии приняли участие сотрудники Главного управления по вопросам миграции МВД России, представители Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, а также представители русских общин из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Текст: Алла Березовская, фото предоставлено автором
Соведущий круглого стола, руководитель проекта «Право на Родину» Евгений Бобров напомнил, что еще в 2003 году он был одним из авторов концепции о репатриации в Россию представителей коренных народов. На основании этого проекта в 2007 году была принята госпрограмма переселения в Россию соотечественников из-за рубежа. Еще через десять лет в закон «О гражданстве Российской Федерации» было внесено дополнение об упрощении предоставления гражданства носителям русского языка, появилось упоминание и о коренных народах, проживающих в России. Но до сих пор в этом вопросе нет полной ясности. По словам Боброва, под репатриантами следует понимать представителей коренного народа России либо их потомков до третьего колена, которые проживали на территории России. Нынешний закон о коренных малочисленных народах Севера определил 55 таких народов. Но общего перечня нет и по сей день.
«Проживающие в дальнем или ближнем зарубежье соотечественники обращаются в консульства за репатриационной визой, получают подтверждение принадлежности к российскому народу и имеют право на получение гражданства РФ в упрощенном порядке – примерно в течение трех месяцев с того дня, как они сюда приехали. Вроде бы у нас есть и госпрограмма привлечения соотечественников из-за рубежа, которая говорит о том же самом, но все же она не соответствует целям репатриации, поскольку представляет собой организованный набор трудовых мигрантов, условия в котором устанавливают органы власти. Если ты не удовлетворяешь критериям субъекта, куда собираешься переселиться, нет у тебя профессии, которая там в перечне вакансий указана, то даже при наличии родственников и жилья ты не станешь участником этой госпрограммы. Это неприемлемо», – считает Евгений Бобров.
Заместитель начальника отдела по организации работы с соотечественниками Управления по работе с беженцами, соотечественниками и вынужденными переселенцами ГУВМ МВД России Зульфия Эсакаева рассказала о реализации госпрограммы по переселению соотечественников в регионы России. С 2007 года ее участниками стали 992 тысячи человек, к программе подключилось более 80 российских регионов. Наибольшее число соотечественников с заявлениями об участии в госпрограмме обращалось в Казахстане (более 50 процентов от общего количества заявлений), Таджикистане, Узбекистане, Молдавии, Киргизии и Армении.
Представители русских общественных организаций этих стран рассказали о проблемах, с которыми приходится сталкиваться переселенцам. В основном они связаны со сложностью оформления миграционных карт, дороговизной заверения документов и медицинского обследования. Еще одна большая проблема – миграционный учет участников. Далеко не во всех регионах переселенцам удается арендовать жилье с регистрацией, в результате люди подвергаются наказаниям со стороны правоохранительных органов.
Соведущая круглого стола, завотделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александра Докучаева напомнила, что понятие «соотечественник» было введено в российское законодательство в 1999 году, позже оно было скорректировано. «Если коротко изложить ту длинную формулу, которая содержится в законе, то соотечественниками определяют лиц, которые связаны с Россией этническими корнями, то есть, как записано в законе, «принадлежат к народам, исторически проживавшим на территории России». Как уже говорилось, проблема в этом самом перечне народов, – отметила она. – Второй принцип, который должен быть заложен в готовящуюся сейчас программу репатриации русских, будет относиться к потомкам выходцев с территории РФ, которые считают себя соотечественниками по своему менталитету».
Да, пока в России нет закона о репатриации, тем не менее соотечественники могут получить российское гражданство в упрощенном порядке, как носители русского языка. С недавних пор закон предоставляет им такую возможность, не требуя от соотечественников отказа от гражданства страны проживания. Получение российского гражданства в рамках разрабатываемой программы репатриации русских – это сегодня наиболее актуальная тема. Участники круглого стола ознакомились с опытом различных программ по репатриации, действующих в Польше, Германии, Израиле, Казахстане и Латвии. Особенно богат в этом плане опыт Германии, которая в 1990-е годы приняла около 1,5 миллиона этнических немцев из России и Казахстана. Как рассказал Юрий Еременко, член семьи переселенцев из России в Германию, для этого был разработан комплекс мер. Из несомненных плюсов он отметил быстрое предоставление гражданства репатриантам и вида на жительство членам их семей, а также легкость открытия бизнеса. Из минусов – понижение социального статуса переселенцев из-за языковых проблем и сложности с признанием дипломов об образовании. По мнению Юрия, сейчас ситуация меняется и речь может идти о нескольких тысячах переселенцев, которые думают о возвращении в Россию. Но они ждут встречных шагов, для начала – по предоставлению в заявительном порядке российского гражданства.
«Должен признать, что упрекнуть сегодняшнюю власть в том, что она не пытается совершенствовать миграционное законодательство, довольно сложно, – сказал депутат Госдумы Константин Затулин. – Закон «О гражданстве РФ» больше не выглядит священной коровой, к которой никто не прикасается». По его мнению, до истечения срока полномочий нынешней Госдумы еще есть шансы успеть довести до ума проект закона о репатриации в Россию. Он напомнил, что крайне медленно решаются вопросы переселения в Россию и легализации соотечественников, вынужденных срочно покинуть Украину и Приднестровье. И чаще всего это связано с нежеланием чиновников идти навстречу людям, проявляя неформальный подход.
Участники круглого стола подготовили для передачи в Госдуму свои предложения к проекту закона о репатриации: законодательно закрепленное определение статуса репатриантов и разработку перечня преференций для них. Речь идет об упрощенном порядке приобретения российского гражданства без проживания на территории РФ, о предоставлении временного жилья в случае необходимости, о помощи в трудоустройстве и приобретении земельных участков и т.д.
И в завершение фрагмент из обращения к Госдуме России от одной из участниц круглого стола: «Мы – семья русских эмигрантов, с 1995 года живущих в Канаде. Обращаемся с горячей просьбой – вернуть нам гражданство России, от которого были вынуждены отказаться в 1991 году, уезжая из СССР... Очень просим вас помочь нам, русским, стать россиянами. Стать гражданами той страны, которая, как бы далеко и долго мы ни жили в других странах, всегда была, есть и будет нашим домом. Очень хочется в родном доме перестать чувствовать себя иностранцами. Президент РФ Владимир Владимирович Путин часто говорит о том, что пора собирать рассеянных по миру русских... Сейчас, при существующем порядке вещей, множество преданных России людей лишены физической возможности вернуться на Родину и тихо доживают свой век, погружаясь в пучину отчаяния и оставляя своих детей и внуков в подарок чужбине. Мы просим о том, чтобы у нас была возможность подать просьбу о предоставлении гражданства по месту жительства в странах проживания. Без выезда для этого на территорию РФ. Все необходимые документы могли бы быть предоставлены в консульство Российской Федерации. Там же можно провести и собеседование. И после этого компетентные органы приняли бы единственно правильное решение».