Вадим Валиахметов вместе с единомышленниками снимает короткометражные фильмы о войне. Режиссёр-самоучка и участники военно-патриотических клубов пишут сценарии, закупают реквизит и выезжают на съёмки в Свердловскую область. Сейчас команда работает над сценарием для новой картины, съёмки запланированы на июль.
Последняя работа Вадима Валиахметова вышла в феврале этого года. Шестиминутное видео отсылает к современным фильмам, создатели которых всё чаще стремятся облагородить образ фашиста. В пародийном ролике уральских авторов фашисты – это грустные интеллигенты, насильно отправленные на войну, а командиры советских бойцов – неадекватные, пьяные и сытые хамы. Как рассказал «Октагон.Урал» сам Вадим Валиахметов, последней каплей для команды стал ремейк фильма о Зое Космодемьянской.
– Смотрели «Зою» 1944 года? Вот там видно, за что молодые люди сражались. А в «Зое» 2020 года они воевали за булочку да маечку. Ребята, когда наш сценарий читали, смеялись, но это был смех сквозь слёзы: понимают, какие мысли в фильмах транслируются, – рассказывает Вадим Валиахметов.
Вадим и за камеру взялся отчасти от досады.
– Увидел по телевидению сюжет про то, как молодёжь относится к 9 Мая – ленточку чуть ли не в обувь вместо шнурков вставляет. Меня сильно задело. Я ещё представил, как это будут смотреть ветераны. Их и так мало осталось, а им на 9 Мая такую новость покажут. Я решил снять своё кино, – поделился он.
Свой первый фильм Вадим называет «очень-очень неправильным». В зарисовке присутствует лишь один персонаж – солдат, да ещё и в послевоенной форме, а диалогов практически нет. Но благодаря этой работе Вадим познакомился с пиротехником Георгием Буселом, который пригласил начинающего режиссёра на съезд военно-патриотических клубов. Участники проводили историческую реконструкцию, тогда Вадим и испытал шок: он очень долго и безрезультатно искал советскую форму, а тут столько людей в одежде, сшитой по правилам до мелочей.
– Это было так грамотно, чётко, красиво. Я пришёл и честно сказал: «Ребята, я у вас только для того, чтобы снимать фильмы». Меня приняли, и с тех пор я вхожу в клуб, – вспоминает Вадим Валиахметов.
Дешёвые декорации и выбор короткометражек
Чем больше Вадим узнавал о войне на занятиях в клубе, тем больше расстраивался, анализируя современные картины.
– Я думал, что фильм «Штрафбат» – замечательное, профессиональное кино. В клубе много историков, которые работают в том числе в архивах. Когда нюансы по фильму начали всплывать, у меня вырисовалась совсем другая картина. Я понял, что это неправильное кино, антисоветское, антироссийское. Представьте, что сняли фильм о вашей маме, но она там в совершенно непотребном виде, воровка или ещё что хуже. Как к этому относиться? Кто даёт деньги на такие фильмы – большой вопрос, – поясняет режиссёр.
Вадим начал писать сценарии. Пригодились знания, которые он получил за два года обучения в Академии искусств и художественных ремёсел имени Демидовых. Через несколько лет Вадим Валиахметов с командой энтузиастов приступил к созданию 40-минутного фильма «Саквояж». В съёмках приняли участие студенты Екатеринбургского государственного театрального института. Картина рассказывает о группе молодых людей, которая должна доставить секретные документы перед решающим сражением весной 1942 года.
Ещё через пару лет команда замахнулась на полный метр, фильм получил название «Девять ровно». Правда, отснять успели только треть небольших сцен: у занятых в картине актёров была основная работа, составить устраивающий всех график так и не удалось.
Как снять кино, если ты любитель
Нехватку времени для съёмок режиссёр называет главной проблемой. У группы есть два-три выходных дня для работы, даты выбирают задолго до начала процесса. Сами съёмки занимают несколько месяцев.
Сценарии Вадим пишет зимой, весной сюжет проверяют и исправляют вместе с директором военно-исторического клуба Алексеем Заславским. Труднее всего распланировать батальные сцены: какое оружие и форма необходимы, где будут использованы взрывы, сколько патронов потребуется. За спецэффекты отвечает Георгий, никакой самодеятельности актёров не допускается, а техника безопасности строго соблюдается. В один из летних выходных дней проходят съёмки, месяц требуется на монтаж.
– Монтирую сам. Самое сложное – подобрать музыку, чтобы была старой, но её не блокировал YouTube. С утра до вечера слушаю мелодии и пытаюсь понять, ложатся они на фильм или нет, – делится Валиахметов.
Трудностей с подбором актёров у режиссёра нет: кастинг как таковой не проводится, роли исполняют единомышленники из клуба.
На последнюю картину, фантастическую комедию «Хищник», Вадим Валиахметов потратил 15 тыс. рублей.
В фильме рассказывается о том, как во время войны на Землю прилетел инопланетянин и вступил в схватку с советскими солдатами. Расходы минимальны, поскольку почти все артисты снимаются в своей одежде, многие из них – опытные реконструкторы.
Помимо одежды, они делятся оставшимися после выезда патронами, на площадку приезжают со своей едой. Режиссёру остаётся обеспечить команду недостающим реквизитом и спреем от клещей. Действие стараются перенести в лес: как говорит Валиахметов, это самые дешёвые декорации.
Даже спецэффекты часто бесплатны или очень дёшевы, с ними помогают многочисленные друзья реконструкторов. Например, прозрачного пришельца для «Хищника» нарисовала знакомая Вадима Екатерина Кашина – ей нужна была практика при обучении на курсах компьютерной графики.
– Я нарядил сына в специальный облегающий костюм красного цвета, который используют в съёмочном процессе. Он побегал по квартире, а потом эти кадры Екатерина обработала так, что он стал почти прозрачным. Это было потрясающе и отлично подходило к нашей идее инопланетного врага, – рассказывает Вадим Валиахметов.
Фильм набрал 450 тысяч просмотров на YouTube. Команда перевела текст на английский язык, чтобы расширить охват.
Несмотря на то что фильмы делают любители, ошибок в деталях у них не бывает, так как каждый член команды – специалист в сфере реконструкции.
– Участник нашего клуба Иван Сильченко специализируется на реконструкции формы. Он разбирается в разновидностях ткани, пошиве одежды в разные периоды войны, не разрешит использовать полотно, если нитки, например, светятся в ультрафиолете. Даже если я ошибусь и предложу для картинки 1941 года оружие, появившиеся, допустим, на вооружении в 1943-м, сами актёры меня поправят, ведь наши фильмы смотрят другие российские клубы, – отмечает Вадим Валиахметов.
У режиссёра уже появилась идея для нового сценария. Съёмки запланированы на июль-август 2021 года в Свердловской области.
Дарья Воронина
Екатеринбург
Читайте нас:
Сайт: https://ekaterinburg.octagon.media
Youtube: https://www.youtube.com/c/Octagon_media
Facebook: https://www.facebook.com/Octagomedia/
Telegram: https://t.me/octagon_ural
ВКонтакте: https://vk.com/Octagon_media
Instagram: https://www.instagram.com/octagon_media_