В последнее время, мы всё чаще можем встречать обман в медиапространстве, а методы его внедрения становятся всё изящнее.
В своей статье мне бы хотелось осветить основные техники, которые используют недобросовестные СМИ чтобы обмануть потребителя и рекомендации как не вестись на подобные манипуляции.
Итак, основные журналистские уловки:
1. Избирательное комментирование (эффект фрейминга)
Освещение конкретного события так, чтобы все смысловые акценты работали на пользу манипулятору. Если это текстовая новость - правильная картинка + обращение к эмоциям, видеоролик - монтаж либо закадровый текст с нужным посылом
2. Замалчивание информации
Игнорирование серьезных происшествий, чтобы не разрушать позицию что в государстве всё под контролем, плюс например утаивание отдельных эпизодов биографии жертвы преступления либо его важной детали
3. Искусственное создание проблемы
Создание проблемы, ожидая, что люди будут нуждаться в ее решении, однако в этом самом решении зачастую заложены интересы манипулятора. Данный прием позволяет сводить на нем градус общественного несогласия, а при необходимости - продвигать спорные идеи и инициативы
4. Часто повторяемая ложь = правда
Если распространять одну и ту же ложную новость под разными “соусами”, периодически обновляя фиктивные аргументы, то в сознании большинства людей сформируется так называемая иллюзия правды. Это происходит оттого, что наш мозг всегда ищет легкие пути для усваивания информации, поэтому предпочитает верить тому, о чем все вокруг постоянно говорят
5. Создание негативных ассоциаций
Пытаясь очернить человека или организацию, некоторые СМИ могут обвинить свою жертву в связях с личностью, явлением или событием, к которым в обществе плохо относятся. Для этого используются «случайные» фотографии рядом с «неправильными» людьми или нахождение в поле проведения «сомнительных» мероприятий, вследствие чего жертва лишается столь важной для нее общественной поддержки.
6. Воздействие на эмоции
Чем больше эмоций в материале задействует манипулятор, тем больше шансов что представленную информацию примут за правду. Музыка, лексика, видеоряд, текст — каждый элемент может стать орудием утаивания фактов, их подмены или навязывания нужной точки зрения, если надавит на определенные чувства.
7. Подмена понятий
Изменение исходного значения слова или смысла явления. Это позволяет направить зрителя по нужному пути или придать “неудобным” для манипулятора словам требуемое значение.
8. Использование влияния авторитетом и выдуманной статистики
В медиапространстве часто можно услышать или прочесть такие фразы: «По мнению ФИО, эксперта в области...», «Статистические данные показывают, что такой-то процент людей...». Применяются они потому, что в общественном сознании сильна власть авторитетов (которые можно создать) и официальных данных (которые можно сфабриковать)
9. Эффект Гудини
Внимание зрителей отвлекают с помощью несущественных или специально отобранных событий, фактов, историй. Создается искусственный ажиотаж вокруг заданной истории. В то время как взор большинства прикован к одному событию, незаметно происходит другое менее приятное, которое манипулятору выгодно не освещать.
10. Переход на личность персонажей
Фразы как например “Как можно доверять этому человеку?!”, переходы на его личность, прошлое и т.д.
11. Уход в историю
Произвольная подборка фактов, вырванных из исторического контекста, через что очень легко манипулировать лицам, не являющимися компетентными в истории, и использовать как аргумент в подтверждение или опровержение той или иной позиции.
12. Приведение в качестве примера зарубежного опыта
Зачастую манипулятор ссылается на опыт других стран в качестве подтверждения своей позиции, используя при этом фразы мол “посмотрите на США/Францию/Италию/любую другую страну, а у них….”. В реальности далеко не всегда зарубежный опыт является показателем и тем более будет положителен (или отрицателен) для России.
13. Отсрочка исполнения
Представить невыгодное манипулятору мнение в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем, ведь гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.
14. Держать людей в невежестве, культивируя посредственность
Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле
Основные способы борьбы с манипуляциями СМИ:
- Исследовать каждый источник новости либо изучать другие достоверные ресурсы, стараться найти первоисточник новости
- Анализировать информацию по обе стороны медийных баррикад
- Стараться нивелировать эмоции при просмотре новостей; лишь сухая оценка фактов
- Проверять авторитетность экспертов, достоверность представленной статистики и всевозможных исследований
- Постоянно обновлять и дополнять свой список источников новостей
- Если вы стали замечать серьезное давление СМИ на людей или организации - попытаться найти тех, кто заинтересован в их плохой репутации
- Отличать факты, принятые решения, события, официальные позиции от слухов, домыслов, экспертных оценок, обсуждений
- Быть внимательным не только к некорректным обобщениям, но и к тому, кто и что говорит: можно ли считать это заявление официальной позицией или же это всего лишь мнение какого-то человека
- Не поддерживать предлагаемые решения на эмоциях и делать лишь осознанный выбор
- Отслеживать причинно-следственные связи (например, из нарушения социальных прав никак не следует улучшение экономики страны)
- Рассматривать зону действия предлагаемого манипулятором решения
- Уметь самостоятельно решать проблемы
- Умение пресекать попытки диктата, разговора с позиции сверху-вниз и снизу-вверх; самостоятельность мышления и действия
- Чтобы манипулятор не мог воздействовать на чувство вины зрителя: сознательный отказ от позиции «жертвы», т.к. обвиняющий себя принимает именно позицию жертвы, готовой нести кару за грехи свои и чужие, посыпать голову пеплом и ждать наказания, вместо того, чтобы просто исправить совершенную ошибку, не вдаваясь в подробности чью именно
Подытоживая всё вышесказанное, мне бы хотелось сказать, что действительно в наше время СМИ очень часто манипулируют нашим сознанием, однако разобравшись в теме, можно если не полностью, то хотя бы частично себя обезопасить от подобных махинаций, и оставаться человеком, объективно смотрящим на разные картины мира.