На Нюрнбергский процесс, начавшийся 20 ноября 1945 года, газета «Правда» направила своего корреспондента Николая Жукова, известного в СССР художника-иллюстратора и графика.
Прошедший всю войну, бывший артиллерист, автор множества фронтовых зарисовок, Жуков привез из Нюрнберга несколько сотен рисунков, каждый из которых – бесценный исторический документ.
Сын царского прокурора, советский солдат Николай Жуков был тонко понимающим своих героев портретистом и наблюдательным автором. Его заметки о тех, кто годами наводил ужас на весь мир, уникальны, как и его работы.
- Много сравнений напрашивается, когда смотришь на скамью подсудимых, - писал он в своем рассказе «Как я рисовал на Нюрнбергском процессе».
- Геринг напоминает жабу, иногда раздувающуюся до нелепых размеров, в другой раз — как бы выпускающую воздух и становящуюся опавшей, обрюзгшей.
- Рядом с ним, словно подчёркивая размеры Геринга, сидит Гесс: пыльно-зелёный, с длинной шеей, с синей злой полоской зажатых губ и чёрными провалами глазниц.
- Старательно подыгрывает под трагика, складывая и вытягивая губы, бледнолицый Риббентроп.
С красными пятнами от волнения ёрзает с лакейским выражением в фигуре Иодль. На заседаниях он без конца пишет, в перерыве же всё время говорит и жестикулирует.
- Во втором ряду подсудимых видна голова Папена, с мётлами бровей, вытянутой челюстью, — он напоминает «павиана». Папен часто обхватывает голову своими длинными руками, особенно это бывает при демонстрации документальных фильмов.
- Беспрестанно двигая челюстью, будто ругаясь про себя, сидит Штрейхер.
Рядом с ним как бы лежит на барьере голова Функа, напоминающая перезрелую тыкву с засохшим, одинаково всегда кислым выражением.
Заканчивает первый ряд подсудимых Шахт, рот которого напоминает отвисшую пасть старого пса.
- Наблюдая защиту, чувствуешь явных сторонников спасения фашизма, активных слуг, выгораживающих подсудимых разными увёртками и хитроумными сплетениями адвокатской казуистики.
Зайдель — защитник Гесса и Франка. Он чрезвычайно маленького роста, но старается быть большим и значительным, носит высокие каблуки, ходит подпрыгивая, а когда сидит, то напоминает заваленную кипами бумаг шабершащую мышь.
Доктор Кауфман — защитник Кальтенбруннера, мрачно с оскорбительным недоверием слушает обвинителей.
- Многие темы родились непосредственно на процессе. Вo время демонстрации документального советского фильма о зверствах немцев хотелось зафиксировать картину тёмного зала, подсвеченной скамьи подсудимых, где видны резко освещённые физиономии преступников. На экране, на фоне горящей деревни, с плачем, растопырив ручонки, как бы бежала в зал за помощью и с криком: «За что!» — бедная девочка.
- Я рад, что мне удалось видеть и зафиксировать этот важный исторический процесс, являющийся результатом борьбы и усилий, всего свободолюбивого человечества, борьбы моего народа с ненавистным фашизмом.
P.S. Николай Жуков - оформитель пачки знаменитых сигарет "Казбек, автор серии рисунков "В. И. Ленин" и "О детях". Создатель фронтовых плакатов "Бей насмерть!", "Они не пройдут!", "Отстоим Москву!" (соавтор В. Климашин). Народный художник СССР.
В том числе и благодаря нарисованному им портрету крестьянки Наталья Суркова, дочь автора "Землянки" стала матерью в 57 лет. И сегодня ее дочери Александре уже 25.