Сейчас, когда воздушное пространство над нами уверенно бороздят квадрокоптеры, вооруженные прекрасной оптикой, никого уже не удивишь эффектными видами города с любой высоты. Но есть в этих видах какая-то холодноватая отстраненность, роднящая их с компьютерной графикой. Иногда, знаете ли, хочется просто залезть на колокольню, как это делали наши предки, и посмотреть оттуда на всё собственными глазами.
Кстати, колокольня Иверского женского монастыря идеально для этого подходит. Она, хотя и построена всего 10 лет назад, размерами, видом и расположением повторяет историческую, которую возводили с 1877 по 1882 год, а в 1930 году разобрали на кирпичи. Давайте же прямо сейчас мысленно на нее поднимемся.
На втором этаже здания, как и прежде, находится надвратная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, а мы заберемся по винтовой лестнице еще выше – туда, где собственно рождается колокольный звон.
Это, пожалуй, идеальная высота для того, чтобы охватить взглядом простор, но при этом не упустить мелкие детали. Вот, скажем, вид на север: тут можно наблюдать практически всю территорию монастыря – все его храмы (разумеется, за исключением того, над которым мы находимся), часть некрополя, жилые и административные постройки.
А еще слева на фоне Волги виден Жигулевский пивзавод. Дальше вдоль берега растянулись постройки старейшей действующей электростанции города – Самарской ГРЭС. Виден мощный изгиб реки и вдалеке две горы на разных ее берегах, образующие так называемые Жигулевские ворота, через которые Волга катит свои воды к Самаре.
Теперь рассмотрим всё подробнее. Вот увенчанный полусферическим куполом главный монастырский храм – Иверский собор, построенный в 1882-1888 годах.
Рядом под черной шатровой крышей – еще одна звонница монастыря.
Левее – храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, построенный в 1901-1903 годах. Между елями перед храмом – надгробие городского головы и почетного гражданина Самары Петра Алабина.
Ближе к нам – небольшой храм-часовня в честь Царственных страстотерпцев, построенный всего 10 лет назад.
Можно проводить экскурсии, не сходя с места. И не только по монастырю. Отсюда хорошо видно памятник промышленной архитектуры федерального значения Жигулевский пивзавод.
Самарская ГРЭС – тоже памятник. Не так много в нашей стране электростанций, работающих с 1900 года.
Виден фрагмент верхнего этажа здания Правительства области, монумент на Площади Славы, храм Георгия Победоносца за ним и даже находящийся в трех километрах отсюда Софийский собор с бирюзовыми кокошниками.
Да что там Софийский собор! Видна Рождественская церковь в селе Рождествено, что на другом берегу Волги в четырех с половиной километрах от нас.
Можно попытаться увидеть даже то, чего больше нет. Например, храм Сретенья Господня, который строился с 1858 по 1896 год и стоял до 1930 года на том месте, где теперь находится дальняя часть двора дома №2А по улице Вилоновской.
Тогда, конечно, этого дома еще не было, а территория принадлежала Иверскому монастырю.
А вот площадь Куйбышева отсюда не видно. Только самый краешек у Вилоновской, да четыре звезды над входом в Оперный театр.
И еще отсюда чудесным образом почти не видна 33-этажная высотка «Трансгруза». Её заслоняет скромная 12-этажка с синими лоджиями, в которой когда-то жили главный архитектор города Алексей Моргун и знаменитый режиссер нашей Драмы Петр Монастырский.
А вот собственно красное здание Драматического театра (правда, с тыла) и улица Фрунзе, которая просматривается как минимум до Ленинградской.
Справа на фоне Волги – Струковский сад, а ниже – памятник Пушкину в одноименном сквере. На следующей фотографии тот же памятник покрупнее.
А теперь приглядимся к зданиям на улице Фрунзе. Слева вверху часы на башне бывшего штаба ПриВО. Далее узнаваемые шпили католического храма Пресвятого Сердца Иисуса, чаще называемого просто костелом. За ним (правее) золотой купол церкви в честь иконы Божией Матери «Державная». Еще дальше (слева от костела) – серый купол Филармонии.
А полосатый дом справа – место, где Дмитрий Шостакович дописывал «Ленинградскую симфонию».
За театром виднеется угловое здание в стиле модерн. Это бывший особняк Общественного собрания, построенный в 1914 году Дмитрием Вернером. Сейчас там Военно-исторический музей.
А за музеем видно несколько золотых главок. Это реставрируемое здание старообрядческой церкви Казанской иконы Божией Матери Белокриницкого согласия, построенное в 1915 году.
Следующее фото немного ироническое: вид с колокольни Иверского монастыря на смотровую площадку Пушкинского сквера, откуда открывается прекрасный вид на Волгу, Струковский сад и другие достопримечательности Самары. Площадка, как вы уже догадались, находится на угловом выступе театрального холма.
Вот круг и замкнулся. Теперь бы напоследок услышать, как звучат куранты, установленные на колокольне в 2013 году. Но увы, они уже больше года не работают, требуется дорогостоящий ремонт, на который пока не хватает средств.
Будем надеяться, что это временные трудности, и звон курантов скоро снова будет разливаться над Самарой, отмеряя часы и столетия.
Спасибо, что дочитали!
Видеоверсия со звуком – здесь. Другие тексты об Иверском монастыре можно прочитать здесь.
Если текст понравился, поставьте, пожалуйста, лайк. Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – нажмите «Поделиться» под текстом или слева на полях).
Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного.
Ваш Андрей Макаров