Найти тему
Кино и Судьбы

Подборка советских фантастических фильмов о космосе, которые вышли до полета Гагарина

Просматривать старые фантастические фильмы — это достаточно любопытное занятие, особенно если события, показанные в картинах, уже наступили. У нас зрителей появляется уникальная возможность посмотреть, настолько точно предки были близки к истине или наоборот.

Что же касается фильмов о космосе - в основу большинства сюжетов легли произведения фантастов, но иногда бывали исключения, когда сюжет разрабатывался совместно с передовыми учеными того времени.

Сегодня предлагаем посмотреть на небольшую подборку советских фильмов о космосе, вышедших на экраны еще до знаменитого полета Юрия Алексеевича Гагарина, который открыл науке, кинематографу и миру новые горизонты.

«Планета Бурь» (1961), рейтинг кинопоиска 7.1

Кадр из фильма «Планета Бурь»
Кадр из фильма «Планета Бурь»

Пожалуй, в первую очередь стоит вспомнить картину Павла Клушанцева «Планета Бурь», которая удостоилась признания даже за пределами СССР. Правда в прокат фильм вышел лишь через год после завершения съемочного процесса, на годовщину первого полета человека в космос.

Сюжет рассказывает о первой в истории экспедиции на Венеру, которая как не трудно догадаться не прошла без «приключений». На тот момент фильм произвел настоящий фурор и фактически повлиял на всю мировую фантастику, изменив ее привычный облик.

«Небо зовет» (1959), рейтинг кинопоиска 5.9

Кадр из фильма «Небо зовет»
Кадр из фильма «Небо зовет»

Александр Козырь и Михаил Карюков в 1959-ом году сняли киноленту под названием «Небо зовет». Она рассказывала о противостоянии между русскими и американцами за право первенства в исследовании красной планеты.

Уже в 1962-ом году американцы выкупили права на картину и перемонтировав часть сцен сняли свою «Битву за пределами Солнца» (Battle Beyond the Sun). А собственно, для чего все это? Ответ довольно прост - в картине Козыря и Карюкова американцы потерпели крушение и русские бросились им на выручку. Иностранной стороне это не понравилось и таким вот образом они вырезали «советскую пропаганду».

«Я был спутником Солнца» (1959), рейтинг кинопоиска 5.7

Кадр из фильма «Я был спутником Солнца»
Кадр из фильма «Я был спутником Солнца»

В первую очередь картина Виктора Моргенштерна отличается драматическим, глубоким сюжетом, ведь в центре внимания вовсе не космос, который служит скорее фоном, а люди.

Чтобы показать всю палитру эмоций, были приглашены именитые актеры. В картине принимали участие такие знаменитые артисты, как: Павел Махотин, Владимир Емельянов и Георгий Вицин.

«Дорога к звездам» (1957), рейтинг кинопоиска 7.7

Кадр из фильма «Дорога к звездам»
Кадр из фильма «Дорога к звездам»

Сюжетная линия этого фильма практически полностью строиться на теориях Циолковского, рассказывая о подготовке и первом полете человека в космос. Если смотреть на картину с научной точки зрения, то она откровенна устарела и не представляет особой ценности.

Павел Клушанцев, о котором писалось выше, не даром занял почетное место среди мастеров жанра фантастики. Пускай картина и устарела с точки зрения науки, но вот в плане художественной ценности может дать фору многим современным творениям.

«Космический рейс» (1935), рейтинг кинопоиска 7.2

Кадр из фильма «Космический рейс»
Кадр из фильма «Космический рейс»

Фильм Василия Журавлева по праву считается классикой мирового кино. Сюжет отчасти наивен и местами отдает пропагандой, но на нем зацикливаться не будем. Лучше поговорить об изюминке фильма.

Вместе с Александром Филимоновым над сценарием трудился сам Константин Эдуардович Циолковский, так называемый «отец космонавтики». Циолковский понимал, какое влияние на людей оказывает кинематограф, поэтому с особым энтузиазмом принялся разрабатывать декорации и консультировать по различным техническим аспектам. Конечно, многое давно устарело, однако в картине еще остались вещи, способные впечатлить даже сегодня.

«Алита» (1924), рейтинг кинопоиска 7.0

Город в фильме «Аэлита»
Город в фильме «Аэлита»

Картина «Аэлита», снятая Яковом Протазановым, представляет собой вольную экранизацию одноименного романа Льва Николаевича Толстого. Фильм активно рекламировался и собрал огромную аудиторию. Правда большинство зрителей попавших на сеанс просто ничего не поняли. Не спасли даже старания талантливого художника Виктора Симонова.

В 60-х критики назовут сюжет фильма сумбурным, что собственно не помешало картине попасть за границу, где ее встретили более благосклонно. При всех недочетах кинокартина все же стала одной из лучших в эпоху немого кино.