Найти в Дзене

15. Приложение. Как создавались башкирский и татарский театры?

15. Приложение. Как создавался башкирский театр? Одним из самых популярных видов искусств в мире является театр. Поскольку пьесы пишут обычно драматурги, то есть писатели, было бы интересно рассмотреть вопрос об образовании театрального дела в Башкортостане. Интересно посмотреть, есть какое-то сходство с судьбой литературы или нет. Это как раз будет таким проверочным словом, есть ли в наших рассуждениях правда жизни или нет? Первый тезис Первый тезис, который мы выдвинули в нашей серии статей, гласит: «Силы, которые готовили революцию, не собирались создавать Республику Башкортостан, а посему никаких мер к подготовке кадров из коренной национальности не принимали, а уж тем более соответствующих организаций не создавали». Имеет ли отношение этот тезис к театральному делу? Имеет, и самое прямое – первый профессиональный театр в Башкортостане был организован 4 декабря 1919 году, то есть уже после революции и только после того, как Валидов покинул республику, а власть перешла к большеви
Араблинский Гусейн - подлинный основатель башкирского и татарского театров
Араблинский Гусейн - подлинный основатель башкирского и татарского театров

15. Приложение. Как создавался башкирский театр?

Одним из самых популярных видов искусств в мире является театр. Поскольку пьесы пишут обычно драматурги, то есть писатели, было бы интересно рассмотреть вопрос об образовании театрального дела в Башкортостане. Интересно посмотреть, есть какое-то сходство с судьбой литературы или нет. Это как раз будет таким проверочным словом, есть ли в наших рассуждениях правда жизни или нет?

Первый тезис

Первый тезис, который мы выдвинули в нашей серии статей, гласит: «Силы, которые готовили революцию, не собирались создавать Республику Башкортостан, а посему никаких мер к подготовке кадров из коренной национальности не принимали, а уж тем более соответствующих организаций не создавали».

Имеет ли отношение этот тезис к театральному делу? Имеет, и самое прямое – первый профессиональный театр в Башкортостане был организован 4 декабря 1919 году, то есть уже после революции и только после того, как Валидов покинул республику, а власть перешла к большевикам!

При этом никаких чисто башкирских самодеятельных театров до революции и после на территории Башкортостана не было.

Второй тезис

Второй тезис в нашей серии статей звучит так:

«Литература создавалась чисто для пропаганды идей большевиков и сил, которые стояли за ними».

И этот тезис так же подтверждается.

Вот репертуар театра в самом начале:

В первые годы репертуар театра включал следующие произведения: «Салават-батыр» и «Акшан-батыр» (поставлен в 1920) А. Инана (Ф. Сулейманова), «Витязи Отчизны» Ф. Туйкина (1920), «Ашкадар» и «Алпамыша» М. Бурангулова, «Мактымхылу» и «Карагул» Д. Юлтыя, «Башмачки» (1922) и «Зульхабира» Х. К. Ибрагимова; произведения татарских драматургов «Галиябану» М. Файзи (в ред. В. Муртазина-Иманского), «Несчастный юноша» Г. Камала, «Брачный договор» Г. Исхаки, «Неравные» Ф. Амирхана, «Тагир и Зухра» Ф. Бурнаша, «Враги» Ф. Сайфи-Казанлы. Кроме того, здесь шли спектакли, поставленные по классическим пьесам драматургов России и других стран: «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Без вины виноватые», «Гроза», «На бойком месте» А. Н. Островского, «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина «Царь Эдип» Софокла, «Скупой» и «Лекарь поневоле» Мольера.[2]

https://wiki2.org/ru/%D0%91%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80_%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%8B_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%9C%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B0_%D0%93%D0%B0%D1%84%D1%83%D1%80%D0%B8

Легко догадаться о содержании спектаклей по названиям. Все это голимая пропаганда. Но поскольку театр — это массовое искусство, для привлечения зрителей, как мы видим, ставили и русскую классику. Но интерпретировали ее в революционном понимании, разумеется.

Дальнейшая история театра так же представляет собой пропаганду коммунистических идей с небольшой приправой классики. Башкирский театр не самобытное явление, это инструмент коммунистической партии большевиков для оболванивания населения. В настоящее время он представляет собой жалкое зрелище, следуя в русле татарского театра.

Почему же так произошло?

Третий тезис

Третий тезис, который мы выдвинули, звучит так: «Литература была искусственно создана путем привлечения инонациональных специалистов». А что же с театром?

Для этого нам следует рассмотреть личность основоположника тех театров, из которых был создан башкирский театр.

Официально считается, что Башдрам «складывался в течение длительного времени из профессиональных и полупрофессиональных сценических объединений «Сайяр», «Нур», «Ширкэт», «Фажига вэ мосэккин исламия» И. Кудашева-Ашказарского, красноармейских театров времён Октябрьской революции и гражданской войны». https://wiki2.org/ru/%D0%91%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80_%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%8B_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%9C%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B0_%D0%93%D0%B0%D1%84%D1%83%D1%80%D0%B8

Было бы легко сказать, что все это были татарские театры и они дружно слились и образовали башкирский театр. Но давайте посмотрим, что это были за театры, как они возникли?

Субботники

Чтобы разобраться, нам необходимо начать с истории возникновения так называемого татарского театра.

Считается, что татарский театр возник в 1906 году. Создали его актеры-любители кружка «Шимбэчелэр».

Зимой 1903 года они впервые сыграли пьесу «Жалкое дитя» турецкого автора Намика Кемаля.

Спектакль прошел в домашней обстановке, а зрителями были друзья и родственники кружковцев.

Молва о спектакле на татарском вызывала к себе всеобщий интерес.

Актерам-любителям захотелось выступить и перед широкой публикой.

И вот, 22 декабря 1906 года в помещении Нового клуба состоялся первый в Казани публичный спектакль на татарском языке.

Накануне по городу расклеили афиши.

Публики собралось столько, что яблоку негде упасть.

Играли пьесы «Жалкое дитя» и «Беда от любви» все того же Намика Кемаля.

Представление шло до двух часов ночи и вызвало восторженные отзывы.

https://vk.com/wall400199060_46

А кто такой был этот Намик Кемаль? Это был идеолог младотурков, противник монархии в Турции, то есть революционер! И, разумеется, пьеса этого автора была выбрана не случайно.

Однако, понимали это не только те, кто стоял за актерами, но и полиция. Так что затея не удалась.

Зато удалась в Уральске, там же, где был придуман проект по созданию Тукая.

Как создать театр?

Чтобы стать писателем, надо взять ручку, лист бумаги и начать писать.

Чтобы создать театр, нужно очень многое уметь заранее - нужны деньги, нужен режиссер толковый, нужны актеры, помещение, капиталец! А еще разрешение властей. А как вы думали?

Откуда все это мог взять молодой человек?

Вот данные о юноше, который считается основоположником татарского театра.

Кудашев

Ильясбек Батыргареевич Кудашев-Ашказарский 1884—1942) — татарский музыкант и театральный деятель, Герой Труда.

Родился в Оренбурге 3 марта 1884 года.

Окончил средний разряд медресе «Хусаиния» (1899) и учительскую школу в Казани (1904).

Первые попытки создания театральной труппы Кудашев-Ашказарский предпринял в 1905 в Оренбурге, где он организовал любительскую театральную труппу «Мусульманская драма и мелодрама» («Фаҗига вә мәсәкин исламия»). Его дебют состоялся в 1906 в Уфе спектаклем «Учёные и невежды» («Галимнәр hәм наданнар») по комедии А. Н. Островского «Ученье — свет, а неученье — тьма, или В чужом пиру похмелье» (в переводе и переделке Кудашева-Ашкадарского).

В 21 год он создал театр и привлек актеров! Это совершенно невозможно.

Муртазин

Следующий персонаж Муртазин, Валиулла Гайназарович.

Муртазин-Иманский (Мортазин) Валиулла Гайназарович (башк. Мортазин Вәлиулла Ғәйнаҙар улы, 4 декабря 1885 — 10 июля 1938) — театральный деятель, теоретик театра, основатель башкирского национального театра, народный артист БАССР.

Муртазин-Иманский (Мортазин) Валиулла Гайназарович родился 4 декабря 1885 года в деревне Имангулово Мурапталовской волости Оренбургского уезда Оренбургской губернии, ныне — Октябрьского района Оренбургской области. По национальности башкир.

В 1905 году поступил на работу актёром в театральную труппу передвижного театра татарского музыканта и театрального деятеля мурзы Ильяс-бека Батыргареевича Кудашева-Ашказарского.

В 20 лет вступил в театральную труппу, причем он был башкир! Бросил землю и воинскую службу, пошел в артисты! Никакой он не башкир, разумеется.

Габдулла Кариев

Еще один персонаж Габдулла Кариев (настоящее имя и фамилия — Миннибай Хайруллин (тат. Миңлебай Хәйруллин); 8 (20) мая 1886 год — 28 января 1920 г.) — татарский актёр и режиссёр. Один из основоположников татарского национального театра.

В 21 год стал руководителем театральной труппы!

Гиззатуллина-Волжская

Еще один персонаж:

Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская родилась в Казани в 1892 г. В 1907 г. она вошла в состав труппы Ильясбека Ашказарского, а в 1912 г. организовала в Уфе татарскую труппу первого театра «Нур».

Ну вы сами подумайте- юная девочка в 15 лет стала актрисой! А в 20 лет организовала сама труппу!

Тинчурин

Кари́м Гали́евич Тинчу́рин (тат. Кәрим Тинчурин; 15 сентября 1887, Таракановка, Пензенская губерния[1] — 15 ноября 1938, Казань) — татарский писатель, актёр, драматург и прозаик, один из основоположников профессионального татарского театра и драматургии.

Карим Галиевич родился в крестьянской семье 15 сентября 1887 года в деревне Таракановка.

В 1900 году приехал в Казань и поступил в медресе «Мухаммадия», которое из протеста бросил в 1906 году. В 1910 (1911) году поступил в труппу «Сайяр», стал актёром и посвятил свою жизнь театру.

В 23 года! А до этого чем занимался?

Камал

Галиасга́р Кама́л (настоящее имя Галиасга́р Галиакба́рович Камалетди́нов, тат. Галиәсгар Камал (Галиәсгар Галиәкбәр улы Камалетдинов, Ğaliəsgar Əliəkbər uğlı Qamaletdinov), 25 декабря 1878 (6 января 1879), Казань — 8 июня 1933 года, там же) — татарский советский писатель, классик татарской драматургии и общественный деятель.

Родился в семье кустаря в Казани. Детство провел в Нижней Масре — родной деревне матери (нынешний Арский район).

Учился в казанском медресе «Госмания», 1889—1897 годах в медресе «Мухаммадия».

В 1901 выпускал газету «Тәраккый» («Прогресс»), организовал издательство «Мәгариф» («Просвещение»). С 1906 года работал в газете «Азат» («Свобода»), затем — «Азат халык» («Свободный народ»), где печатались статьи, пропагандирующие идеи марксизма.

Был издателем и редактором сатирического журнала «Яшен» («Молния», 1908—09), работал в газете «Йолдыз» («Звезда», 1907—17).

Печатался с 1900 года. Важнейшие произведения: драма «Несчастный юноша» (1907, 2-й вариант), комедии «Из-за подарка» (1908), «Любовница» (1911), «Тайны нашего города» (1911), «Банкрот» (1912, рус. пер. 1944) — резко бичевали пороки буржуазного общества. После Октябрьской революции Камал писал сатирические стихи, сотрудничал с газетами «Эш» («Труд»), «Кызыл байрак» («Красное знамя»).

В 21 год начал выпускать газету! Основал издательство! Конечно, он был подставным лицом.

Сайдашев, Салих Замалетдинович

Музыкальное дарование Сайдашева проявилось рано. Первым инструментом, на котором он начал играть, была гармоника. Затем родственники приобрели для него рояль. Первым учителем его был народный музыкант Загидулла Яруллин, а затем видные педагоги Казанского музыкального училища. Отец С. Сайдашева умер, так и не увидев сына. Салих воспитывался в семье сестры, муж которой Шигаб Ахмеров принадлежал к прогрессивным кругам татарской интеллигенции.

В 1918 молодой музыкант организует оркестр. В 1920 г. он добровольцем вступает в ряды Красной Армии, после демобилизации работает в музыкальной школе Оренбурга.

Сирота, в 17 лет он уже композитор! Сам научился! Ну конечно!

Кто стоял за этими людьми?

В общем, все это дело невозможное, за этими людьми стояла направляющая рука. Это было удобно - использовать странствующую труппу как прикрытие для диверсионной и разведывательной работы.

Таким образом перед нами инструмент для агитации и пропаанды, каковым он и остается по сей день.

Уральск

Посмотрим на город Уральск, ведь именно там были придуман Абай и Тукай, а так же возник татарский театр. Значит, это гнездо шпионов, подрывных сил.

Если мы начнем читать историю города, то сразу же наткнемся на историю, как купец Карев поссорился с богатым конепромышленником Овчинниковым, а потом внезапно погиб. Что это, как не почерк шпионов?

Думаю, нужно более глубокое исследование, но пока нам достаточно знать, что купец-старовер Овчинников скорее всего и был резидентом сил, которые хотели разрушить Российскую империю, что им, в конечном итоге, удалось.

Но Уральск стоит практически на берегу Каспийского моря, куда можно прибыть из Ирана и натурализоваться. Что и было сделано.

Араблинский

Может быть, какой-то купец мог дать крышу и деньги, но научить профессиональному мастерству, научить актерскому ремеслу должен был человек знающий. И такой человек прямо называется в Википедии в главе об истории татарского театра.

Это Араблинский, Гусейн Мамед оглы.

Гусе́йн (Гусенбала́) Маме́д оглы́ Арабли́нский (настоящая фамилия Хала́фов; азерб. Hüseyn Məmməd oğlu Ərəblinski (Xələfov); 1881 — 5 [17] марта 1919[прим. 1]) — азербайджанский актёр театра и кино, режиссёр. С 1905 года играл в первых профессиональных азербайджанских труппах, гастролировал в России и в Иране. Араблинский — первый азербайджанский киноактёр (снимался в картине «В царстве нефти и миллионов» 1916 года. Он был режиссёром первой азербайджанской оперы «Лейли и Меджнун» и считается одним из пионеров азербайджанского музыкального театра и основоположником азербайджанского профессионального театрального искусства.

Детство и юность

Гусейн Араблинский родился в 1881 году в Баку, в семье моряка. Род Араблинского (Халафова) происходил из Ленкорани. Рано потерял отца. Несмотря на трудности мать отдала его в школу-моллахана. Проучившись несколько лет, из-за нехватки средств был вынужден оставить учёбу. В то время преподаватель «Третьей русско-татарской» школы Габиб-бек Махмудбеков создавал условия для учёбы детей из бедных семей. Там поступивший в «Третью русско-татарскую» школу Гусейн выучил русский язык и познакомился с миром театра.

Карьера

Впервые Гусейн Халафов вышел на сцену в 1897 году, когда сыграл в поставленной Джангиром Зейналовым комедии Мирзы Фатали Ахундова «Визирь Ленкоранского ханства» роль жениха Керима[1]. Так, в 1897 году, когда в доме Зейналова комедия готовилась к постановке, для исполнения эпизодических ролей в пьесе не хватало актёров-любителей. Тогда С. М. Ганизаде и Г. Махмудбеков привлекли своих учеников — Гусейна Халафова и Мир Махмуда Кязымовского[7].

В 1905 году, будучи членом «Общества мусульманских актёров», 24-летний Гусейн сыграл роль Фахраддина в Мусибат-и Фахраддин («Горе Фахраддина») Наджаф-бека Везирова во время гастролей в Ленкорани. Эта роль принесла Араблинскому известность[1]. Он сыграл также роль Шаха («Ага Мухаммед шах Каджар», А. Ахвердиев), Хлестакова («Ревизор», Н. В. Гоголь), Гейдар бека («Хаджи гара», М. Ф. Ахундов), Отелло («Отелло», У.Шекспир) и др.

Сирота, появился неизвестно откуда, замешан в разных темных делах, поскольку в 1919 году его убили при непонятных обстоятельствах.

Именно такой человек мог найти и обучить людей, которые стали затем основоположниками татарского и башкирского театров. Посмотрите на его фотографию, это же все родственники.

Что это был за театр?

Представьте себе, что какой-то человек окончил школу игры на курае и приехал в Нью-Йорк. Что он там будет делать? Ну конечно, играть на курае, что еще он умеет?

А давайте задумаемся, что показывали на сцене вот эти вот кружки театральные, типа Сайяр?

Ведь театры отличаются друг от друга. Театр японский Кабуки – это одно, театр западноевропейский – другое, и так далее.

Вот цитаты:

В 1920-е годы сельские мигранты становятся частыми зрителями татарского театра, в это время драматург и прозаик Карим Тинчурин и композитор Салих Сайдашев создают новый жанр музыкальной драмы, в основу которой в художественно переосмысленном виде составляют традиции сельских праздников и джиенов. На раннем этапе татарский театр, возникший в городской среде (Оренбург, Казань, Уфа, Троицк, Касимов и др.), наследует европейские театральные традиции под влиянием турецких, он был описан через русскую театральную культуру.

В начале 1920-х годов в театральном искусстве Башкортостана складывается театральная система Иманского. Принципы этой системы на практике были реализованы в работе Башкирского передвижного театра.

Система Иманского представляет собой театральный метод, представляющий собой синтез последовательного реализма, экспрессионизма и конструктивизма. Иманским было создано учение о художественном ансамбле как театрально-сценическом отражении народного обряда. Учение Иманского развивали в теории и на практике З. Игдавлетов, Г.Мингажева, Б.Юсуповой, Г.Альмухаметова, Ф.Гаскарова.

Системой Иманского с его теоретическими основами руководствовались в Сибайском театре драмы, позже — в Салаватском драматическом театре.

Система Иманского отличалась от системы Станиславского и генеральной линии партии в искусстве, поэтому в начале 1930-х годов в Башкортостане предпринимаются акции на нейтрализацию системы и ликвидацию национальных особенностей театральной культуры Башкортостана. В 1931 году Башкирский обком ВКП(б) принял «Резолюцию о развитии башкирского национального театра». Резолюция указала на необходимость придерживаться «пролетарской классовой линии» в искусстве Башкортостана и бороться с реакционно-националистическими тенденциями.

Результат такой борьбы обернулся унификацией театрального творчества, искоренением самобытных форм национального театра. Театры стали руководствоваться эстетическими доктринами А. Я. Таирова, В. Э. Мейерхольда и в основном К. С. Станиславского. Проводником этих доктрин становится реформатор башкирского театра М. А. Магадеев[6]. Башкирский театр перешёл на метод социалистического реализма. Театральные теоретики подверглись репрессиям.

То есть у них была какая-то своя система, которую они выработали в начале 20-х годов. А у них когда было время ее вырабатывать? Им надо было играть! Так что именно с ней они и приехали в Россию. Приехали из Ирана.

То есть перед нами члены мусульманской религиозной секты, скорее всего из тариката «Накшбандия». Они играли свои религиозные обряды, а публика восторженно внимала, они же никогда театра не видели и не знали, что это такое. А постепенно они осваивали уже и русский театр.

Доказать это легко – послушайте музыку Сайдашева и Габяши, и сравните с религиозной музыкой иранских мусульман.

Во время революции

Если мы посмотрим на жизнь этих людей вовремя и после революции, окажется, что никто из них не погиб и никак не пострадал. У башкир погибли Бабич и другие поэты, а здесь люди прошли словно через масло. Объяснение этому простое- они были шпионы и знали, куда идти и что кому сказать.

После революции

А после революции им был дан приказа собраться в одном месте и работать стационарно. Что тут такого?

Как известно, творческие люди весьма амбициозны, с ними трудно. А тут люди легко и быстро подчинились приказу!

И не просто подчинились- часть из них поехала в Уфу и стала работать в Башкирском театре. Ну это понять вообще невозможно, это же уму непостижимо. Если ты такой татарин, если у тебя душа горит за родной народ, то езжай в Казань и там открывай татарский театр. Ну или в Уфе открой татарский театр и работай. Зачем идти в башкирский театр работать?

Это не секрет, если кому интересно- после революции все татарские труппы были слиты в один башкирский театр. Театр имени Гафури возник именно так.

Ответ на этот вопрос очень просто – театр был орудием пропаганды. Возникала нужда вести пропаганду среди башкир. И люди, которые раньше работали среди татар, стали работать среди башкир. Если бы им дали команду работать среди инопланетян, они бы ее тоже выполнили. Люди были подневольные!

В 1937 году

А когда настало время, их почистили. Тоже самое, что в литературе. Ничего оригинального.

Что такого сделали татары?

Что же такого сделали в Уфе татары?

Во-первых, эти люди были не татары. Скорее всего, члены одной семьи, залегендированные под местное население.

Во-вторых, есть такое мнение, что вот татары дали башкирам театр. Так ли это?

В свое время легион «Идель Урал», который в основном состоял из татар, воевал на стороне Гитлера. Это не значит, что фашистская Германия была татарским государством. Это значит, что люди исполняли чужую волю, как в случае с театром имени Гафури. То есть работали на дядю.

Что такое башкирский театр?

Башкирский театр — это сто процентов орудие пропаганды. Это, разумеется, никакое не культурное явление, он ничем не отличается от телепередачи какой-нибудь, типа Новости на БСТ или ТНВ.

Разумеется, за многие годы в нем были интересные спектакли, но это явления единичные и противоречащие сути этого театра. Не зря режиссера Исрафилова изгнали эти товарищи. К большому сожалению, даже гений Мустая Карима не смог вдохнуть в него жизнь.

Но считать, что театр имени Галиаскара Камала – это нечто художественное — это тоже перебор. Ни башкирского, ни татарского театра не существует. Они оба являются орудием пропаганды. Это мертвечина.

В заключение

Как видим, все тезисы, о которых мы заявили в нашей серии статей, к сожалению, подтвердились. Поскольку театр есть закрытый мирок, никак не связанный с жизнью общества, надеяться на то, что там будут проходить изменения в лучшую сторону, не приходится. Но хотя бы эти люди будут знать, чьи они наследники и может быть задумаются, есть ли смысл нести это бремя дальше.