Жизнь Марии Тюдор была изначально полна трагедий, прежде всего благодаря ее тщеславному отцу Генриху VIII. Даже те страдания его дочери, которые он прямо не провоцировал, все равно были их пусковой силой. Генрих VIII забрал у нее все - мать, отца, дом, религию, титул и веру в законность.
Первая из многих печалей Марии случилась, когда Генрих бросил ее мать, Екатерину Арагонскую, после почти 20 лет брака.
В защиту Генриха можно сказать, что он многое делал для укрепления своей королевской династии. Он отчаянно нуждался в наследнике мужского пола. Его долгом как государя было обеспечить королевство наследником, а его первая жена так и не смогла это сделать.
Династия Тюдоров была молодой и Генриху необходимо было укрепить притязания Тюдоров на престол при помощи наследника мужского пола. Либо пришлось бы отдать власть другим линиям крови.
Генрих очаровался одной из придворных дам Екатерины, изящной и остроумной женщиной по имени Анна Болейн. Он ожидал, что его жена на предложение о признании их брака фиктивным отреагирует должным образом, то есть смиренно и не станет протестовать. Однако оскорбленная супруга отказалась признавать их брак фиктивным. Это привело к тому, что король стал угрожать Екатерине Арагонской и запрещать видеться с дочкой.
Кроме того Папа Римский, который всегда аннулировал королевские браки, если это было необходимо в политических целях, отказался это сделать. Хотя просьба короля Генриха о разводе не была беспрецендентной, но Екатерина Арагонская являлась дочерью Фердинанда и Изабеллы Испанских. Ее племянником был император Священной Римской империи Карл V. Так, что даже Папа не захотел связываться с этой «компанией».
Все закончилось тем, что Генрих создал свою собственную Англиканскую церковь и стал ее главой (основав таким образом протестантизм), выйдя из под контроля Папы Римского. Теперь он мог действовать по своему усмотрению. Он развелся с Екатериной Арагонской и женился на Анне Болейн.
Поскольку Мария не захотела отказаться от своей матери и своей веры, Генрих жестоко разлучил мать и дочь. Марии и Екатерине не разрешили даже обмениваться письмами. Екатерина умерла, так и не увидев ни разу после развода своего единственного ребенка. Собственный отец лишил Марию королевского статуса и заставил стать фрейлиной дочери Анны Болейн, Елизаветы.
Все это стало разрушительным для неустоявшейся психики молодой девушки, воспитанной как обожаемая принцесса и типичная папина дочка.
Когда Генрих VIII умер 28 января 1547 года, ее сводный брат-протестант Эдуарда VI взошел на трон. У Марии было очень неопределенное будущее, что заставляло ее сильно понервничать. Когда же Эдуард VI умер в 15 лет, Мария стала первой английской королевой, правившей самостоятельно. Ее первоочередной целью стало восстановление католицизма в Англии любой ценой. И, конечно же, ей было необходимо найти мужа-католика, чтобы зачать и родить наследников-католиков.
В июле 1554 года королева Мария I выходит замуж за Филиппа Испанского, сына ее кузена Карла V, хотя королевский совет настоятельно рекомендовал королеве найти мужа-англичанина.
Но для Марии не существовало никого, кроме Филиппа. Филипп был убежденным фанатичным католиком, на десять лет младше нее и очень темпераментным. Он был всем, о чем молилась и мечтала Мария. Она была искренне влюблена в своего здоровенного молодого красавца-мужа и надеялась на взаимность. Однако все вышло иначе…К сожалению, для Филиппа этот брак стал просто выгодным политическим союзом.
Многие в Англии очень недоверчиво относились к Филиппу и считали, что его присутствие создает проблемы для протестантов. Мария же упивалась своим личным счастьем и терпеливо ждала появления будущего наследника. Но шансы королевы зачать и родить здорового ребенка в 37 лет оказались очень низкими.
Когда у Марии случился первый выкидыш, она была просто раздавлена. К сожалению, к этой душевной боли добавлялось то, что у Филиппа вдруг появилось много дел в Англии и за границей - он постоянно подолгу отсутствовал. Естественно, это крайне негативно отражалось на ее состоянии. Мария направила все свое женское разочарование в религиозный фанатизм – единственное, что их реально объединяло с мужем. На фоне личных потерь и безответной любви обострилась ее бесконечная борьба с протестантами. Это привело к тому, что на протяжении веков история вспоминала о королеве Марии I достаточно нелицеприятно. Но большая часть этих язвительных комментариев по отношению к «Кровавой Мэри», на мой взгляд, откровенно незаслуженные.
Во-первых, XVI век был жестокой эпохой. Если сравнивать ее с ее же современниками из других королевских родов, Мария была далеко не самой свирепой. Да, она фанатично стремилась вернуть своих подданных в католицизм. Мария никогда не сожалела о том, что не уступила отцу и не приняла его как главу Англиканской церкви. Но к тому моменту, когда Мария стала королевой, подавляющее большинство англичан были уже давно протестантами и не хотели ничего менять. Если когда-либо и существовал шанс на успешное возрождение католицизма, то во времена Марии его время безвозвратно ушло.
Но история рассказывается с точки зрения победителя. Мария не смогла вернуть Англию в католическую веру. Так что воспоминания о событиях, передаваемые через века, могут быть достаточно предвзятыми по отношению к ее личности. Интересно, что эта католическая королева была единственным монархом своего времени, которого прозвали «Кровавой». Другие правители той эпохи были если не столь же, то гораздо более жестокими. Но у них не было имени с приставкой «Кровавая», которую Мария «носит» на протяжении веков.
Королева Мария I приговорила 280 протестантов к сожжению на костре. Это, конечно, не делает ей чести, но ее отец многократно превзошел своего старшего ребенка. Генрих VIII приказал казнить (по разным подсчетам) от 57 000 до 72 000 человек.
И кто же тогда «кровавый», если смотреть на это с позиции исторической правды?
Заключение
17 ноября 1558 года Мария I умерла, вероятно, от рака матки. В этот момент Филиппа даже не было в Англии. Когда ему сообщили о смерти жены, он написал в дневнике: «Я почувствовал некоторое сожаление о ее смерти». Это все, что он смог из себя выдавить.
После смерти Марии на престол взошла ее сводная сестра Елизавета, дочь Генриха VIII и Анны Болейн. Филипп, не теряя времени, вернулся в Англию ко двору и, стал откровенно подкатывать к Елизавете, намекая, что он и имел опыт брака с королевой Англии и не плохо было бы… Но новая королева посоветовала ему отправиться «в дальний поход» и попрощаться с иллюзиями на предмет еще одного брака с представительницей династии Тюдоров.
Очень жаль, что Филипп не оправдал надежд Марии, сложись все по другому, может и не называли бы ее "Кровавая Мэри"...