Что вы представляете, когда слышите о живописи Эпохи Возрождения? Наверняка в вашем воображении в первую очередь всплывают огромные картины со сложной композицией и невероятно реалистичной проработкой, знакомые нам по музеям и урокам сюжеты. Может быть, вы вспомните мастера вроде Да Винчи или Микеланджело, создающего шедевр в мастерской со старинным интерьером. В нашем с вами двадцать первом веке, где слово «Искусство» уже не ассоциируется с классической живописью и скульптурой так же прочно, как раньше, существует художник, работы которого невероятно напоминают картины той эпохи и если показывать их неискушенному зрителю, не называя авторства, он вполне может счесть их за творения авторов итальянского Возрождения. Однако уже увидевший их хотя бы один раз человек без труда отличит его работы от других. Этот художник — Роберто Ферри, родившийся в итальянском городе Таранто в 1978 году. В 1996 году будущий известный живописец окончил художественную школу в своем родном городе и спустя три года переехал в Рим, где в 2006 году с отличием окончил Академию Изящных Искусств. Рим можно назвать настоящим раем для человека, искушенного в искусстве и тем более создающего его. Ферри вдохновлялся творчеством Караваджо, в прошлом создававшего свои картины в этом же городе, а также работами других признанных мастеров Эпохи Возрождения. В дальнейшем влияние барокко в целом и творчества Караваджо в частности будет наиболее явно прослеживаться в картинах художника.
Творчество Роберто Ферри
Работы итальянского живописца поражают воображение зрителя сначала своей композицией и деталями, а затем пугающе-мрачной эстетикой. Некоторые его картины просто навевают атмосферу страдания и смерти, в других же она просматривается совершенно явно. Тела персонажей Ферри предстают перед нами в сложных и зачастую динамичных позах. Их облик может быть едва заметно болезненным, но чаще совершенно заметны раны и увечья на их телах, оборванные ангельские крылья, пронзающие белую кожу металлические прутья или шипы тернового венца. Очень часто внешность персонажей полотен Ферри причудливо искажена, они могут иметь черты мифических созданий — крылья ангелов, рога фавнов или же хвосты русалок. На некоторых картинах итальянец создает настоящих чудовищ, физическое обличье которых сюрреалистично плавится и стекает вниз подобно воску от свечи, что будто бы намекает зрителю на быстротечность и разрушительное воздействие времени.
Художник старательно погружает зрителя в свой уникальный мрачный мир, где помимо людей обитают фавны, ундины, будто бы упавшие с неба раненые ангелы, а кроме них более причудливые и пугающие создания. Никто из них не наслаждается радостями окружающего их мира. Все они обитают в темной пустоте в тоске и муках. Подобно старым мастерам, Ферри открыто показывает обнаженные тела персонажей своих картин, но показывает не столько гармонию и совершенство человеческого тела, сколько то, как легко нарушается его хрупкая форма. В этом нарушении естественного он находит и показывает нам особенную красоту. Его искусство можно назвать подлинным барокко, которое ценит несовершенство форм, нарочитую выразительность и даже гротеск образов, причудливые позы человеческих тел, золото и складки роскошных тканей. Живописец умело использует игру света и тени, теплого и холодного, света и мрака, заставляя свет выхватывать нужные части композиции из окружающей тьмы и создавая еще больший контраст.
Всё это многообразие детально проработанных образов и сюжетов страдания и боли вписано в геометрически выверенные и точные композиционные каноны Возрождения, приправлено мрачной цветовой гаммой и выделено темным задним планом, будто бы персонажи обитают в мрачной бездне без стен и границ. Несомненно, за таким невероятным сочетанием стоит тонко устроенный разум художника, необычный своей обостренной фантазией и её пугающими творениями.
«Каждая из моих картин несет сообщение, содержащее символы и аллегории, чья интерпретация зависит от зрителей: сообщение проходит в двух противоположных направлениях относительно интеллектуального напряжения и восприятия»© Роберто Ферри
Нельзя сказать, что герой этой статьи родился не в своё время. Скорее даже наоборот, такой художник оказался очень кстати, ведь именно сейчас такая живопись является редкостью. Мы привыкли видеть полотна подобного плана в известных музеях и в учебниках по истории искусств. Современный зритель не привык видеть такие работы за подписью современных художников, и вот здесь Ферри нашел свою нишу. Уникальность его творческой мысли помогла ему обрести популярность в стремительно развивающемся современном медиа-пространстве. Сейчас его работы представлены на выставках и в музеях в разных частях земного шара. В Нью-Йорке, Милане, Бостоне, Барселоне, Мадриде, Риме, Париже и в других городах они находят и привлекают зрителя. Художник активно использует и интернет-продвижение своего творчества, сейчас на его инстаграм-аккаунт подписано больше половины миллиона человек. Его работы активно продвигаются страницами, посвященными мрачному искусству и «гибельной» эстетике.
Сложно так однозначно сказать, что именно хочет донести художник своим творчеством. Послание его работ сложно и многогранно, и не все аллегории в нем можно легко раскрыть обычному зрителю. Это и скоротечность времени, разрушающего всё, чего оно касается своими острыми стрелками, и хрупкость человеческого существования, и поиск красоты и изящества в страданиях и смерти. Совершенно ясно, что в искусстве нашего времени Роберто Ферри уникален, а в своем ремесле он подлинный мастер, какими являлись мастера эпохи Ренессанса, вдохновлявшие его. Что самое прекрасное, он современен нам, а значит мы можем наблюдать его творческий путь и быть первыми зрителями его загадочных и пугающих картин.
Автор: Ярослав Низамов
Источник: https://sketchbook.store/roberto-ferri/