Найти тему

"Простая до безобразия!" - такими словами мои ученики оценили 34-ю задачу из Открытого КИМа 2021

Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам

Хочешь сдать ЕГЭ по химии и биологии на 90+? WhatsApp репетитора Богуновой В.Г. +7(903)186-74-55

Сайт репетитора Богуновой В.Г.

Репетитор Богунова В.Г. ВК

Ютуб-канал репетитора Богуновой В.Г.

Полный каталог статей - на авторском сайте в разделе "Статьи репетитора Богуновой В.Г."

Внимание! Продолжается набор учеников на летний онлайн-курс "Стартап+ (химия с нуля по-взрослому)" с 12 июня по 28 августа. Подробная информация по WhatsApp +7(903)186-74-55
Обязательно прочитайте мою статью "Летний курс Стартап+ (химия с нуля по-взрослому). Присоединяйся!" Там вы найдете много интересных, важных и нужных учебных материалов как для самостоятельной работы, так и для занятий с репетитором.

Дождались и мы своей "косточки" от составителей ЕГЭ в виде Открытых КИМов 2021. Что вам сказать по этому поводу? Будем посмотреть, а пока, как говорил великий Станиславский - "не верю"! Те, кто занимался подготовкой к ЕГЭ 2018-2020 гг. хорошо знают (почти на память) уровень реальных заданий и задач, которые на порядок сложнее таковых из Открытого КИМа по химии 2021.

Однако общественность успокоили по всем фронтам. Вначале, как всегда, промямлили на Вебинаре составителей ЕГЭ о том, что все будет элементарно просто, а ученику даже не нужно слушать учителя, когда он объясняет решение задач - нужно решать самому. Мне вспоминается уже застрявший в зубах диалог между учителем и учеником.

Ученик: "Я не знаю, как здесь решать"
Учитель: "А ты думай!"

О Господи, вместо того, чтобы рассказать - как думать, в каком направлении рассуждать, как строить логические цепочки, в конце концов, ЧЕМ думать, ответ короткий: "Думай!" Знаете почему так говорит учитель? Не потому, что он не умеет решать задачи, он не умеет методически объяснить решение таким образом, чтобы научить ребенка их решать. Потому я и слышу со всех сторон от преподавателей разговоры о том, что "решить 34-е задачи дано не каждому", "не всякий ученик поймет логику таких задач". Так и хочется ответить: "Господа! Как вы учите, так ученик и понимает!"

Затем общественности подсунули Открытый КИМ 2021 с более чем элементарными заданиями. И понеслось! Преподаватели просто наперегонки начали писать статьи с решением 34-й задачи, буквально соревнуясь с абитуриентами - кто решит задачу более запутанным и туманным вариантом. Кстати, это мнение не мое, а моих учеников.

Я предложила ребятам самостоятельно решить задания Открытого КИМа, чтобы затем на занятии провести их развернутый анализ. Решения учеников меня более чем порадовали! К сожалению, я не могу поместить в статью все сканы (такое их количество потянет статей на 20-30), да и смысла в этом нет, поскольку все выпускники решают задачи "моей рукой" - в авторском стиле и ключе. Впрочем, смотрите сами.

34 задача, Открытый КИМ по химии 2021

Нитрат кальция медленно нагрели, при этом образовался твёрдый осадок, состоящий из смеси оксида кальция и нитрита кальция, и выделилась смесь газов. Смесь газов пропустили через 133,6 г 40%-ного раствора гидроксида калия. При этом массовая доля гидроксида калия в растворе уменьшилась в 2 раза, а объём непрореагировавшего газа оказался в 2 раза меньше объёма исходной смеси газов. Вычислите массу исходного нитрата кальция. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).
Открытый КИМ по химии 2021. Задачу решает ученик репетитора Богуновой В.Г.
Открытый КИМ по химии 2021. Задачу решает ученик репетитора Богуновой В.Г.

Самое интересное оказалось в другом. Мои продвинутые ученики перелопатили весь интернет и выложили мне ВСЕ (на то время) статьи с решением этой задачи. Не хочу указывать пальцем ни на кого, но... мои ребята долго хихикали над тем, как туманно и запутанно решают эту задачу преподаватели (заметьте, не объясняют, а именно решают).

Особенно им понравилась статья одной дамы, которая прошлась по моим "предполагаемым задачам на предстоящий ЕГЭ", обозвав их "унижением для преподавателя". Я только посмеялась над злобно-завистливым выпадом "коллеги": если преподаватель не видит разницы между обычным решением задачи и ее методическим решением (т.е. с анализом и объяснением), не видит разницы между разбором предполагаемых элементов алгоритмики и "угадыванием" содержания задачи, то грош цена такому учителю! В довершении ко всему, мадам написала, что большинство учеников не справятся с понимаем логики этой задачи! Вот это я считаю настоящим унижением, в котором автор статьи, преподаватель, сама и расписалась. Возможно, ее ученики не решили эту задачу! Все мои выпускники справились с заданием ВЕЛИКОЛЕПНО!

Наверное, начитавшись таких авторов, Свириденкова Н.В. сказала на Вебинаре составителей ЕГЭ 2021: "Не нужно слушать как учитель решает задачу, следует решать ее самостоятельно!"

Написать аналитическую статью по 34-й задаче Открытого КИМа меня побудили многочисленные просьбы моих "читателей и почитателей".

-2
-3
-4

После таких комментариев под статьями и видео рука сама тянется к клавиатуре, а голова просится в бой!

Итак, поехали! Напишу условие задачи еще раз, чтобы при рассмотрении решения оно было перед глазками

34 задача, Открытый КИМ по химии 2021

Нитрат кальция медленно нагрели, при этом образовался твёрдый осадок, состоящий из смеси оксида кальция и нитрита кальция, и выделилась смесь газов. Смесь газов пропустили через 133,6 г 40%-ного раствора гидроксида калия. При этом массовая доля гидроксида калия в растворе уменьшилась в 2 раза, а объём непрореагировавшего газа оказался в 2 раза меньше объёма исходной смеси газов. Вычислите массу исходного нитрата кальция. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).
Открытый КИМ по химии 2021. Задачу решает репетитор Богунова В.Г.
Открытый КИМ по химии 2021. Задачу решает репетитор Богунова В.Г.

Методический анализ алгоритма:

1) Термическое разложение. Вспоминаем три пути термического разложения нитратов. Поскольку в твердом остатке присутствует и оксид, и нитрит, то разложение протекало по 1-му и 2-му пути. Заметьте, для каждого пути пишем свое уравнение реакции (ни в коем случае не объединяем их в одно уравнение!)
2) Анализ по гидроксиду калия. Массовая доля уменьшилась вдвое, значит после реакции она стала 20%. Очевидно, что гидроксид калия был в избытке, значит все газы, которые могли с ним прореагировать, полностью вступили в реакцию.
3) По газам. При анализе уравнений реакций, очевидно, что стехиометрическое соотношение газов при разложении до оксида такое же, как в уравнении реакции с гидроксидом калия (обведено оранжевым). Приняв количество вещества кислорода за Х, можно рассчитать всех участников процесса.
Объем кислорода в уравнении разложения до нитрита (обведен голубым) такой же, как общий объем диоксида азота и кислорода в уравнении реакции разложения до оксида (обведен оранжевым). Это следует из условия задачи: "объём непрореагировавшего газа оказался в 2 раза меньше объёма исходной смеси газов".
4)Как рассчитать Х? Естественно, что этот самый Х нужно "закрутить" в какую-то систему. Кстати, она (система) абсолютно очевидна. Это Σധ ("конечная омега") гидроксида калия, один из классических авторских алгоритмов, который я холю и лилею, посвятила ему целых три (!!!) занятия, написала множество статей и сняла кучу учебных видео. На скрине решения этот блок алгоритма обведен салатовым цветом.
5) Завершающий этап. Х рассчитан, по нему определяем нитрат, разложившийся до оксида. Количество вещества кислорода в первой реакции равно 4Х + Х = 5Х, по нему определяем нитрат, разложившийся до нитрита. Суммируем количество вещества нитрата и находим его массу. Аллес! Задача решена!

Если тяжело разобраться по уже готовой системе решения, посмотрите фрагмент урока с объяснением решения этой задачи

И что здесь логически (аналитически, алгоритмически и т.д.) сложного?! Ровным счетом ничего! Потому мои ребята и отозвались об этой задаче: "Простая до безобразия!" Я солидарна со своими учениками.

Кстати, я обещала кое-какой подарок, связанный с этой задачей. Но это уже совсем другая история, которую вы обязательно прочитаете в следующей статье. Немного приоткрою тайну. Разговор пойдет об Обучающих Блоках (авт.) Что это такое? Все увидите, услышите и приобщитесь, если поставите лайк и подпишитесь на канал.

Понравилась статья? Скоро будет продолжение. Самое интересное, как всегда, впереди! Успехов и удачи! До встречи на Яндекс Дзен! Не забывайте подписаться на мой канал и поставить лайк!

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова