Совсем недавно президент Владимир Путин заявил о нехватке рабочих рук в России, хотя в то же самое время другой российский чиновник высшего ранга усиленно продвигает идею о введении 4-дневной рабочей недели.
К тому же из постоянно корректируемых госпрограмм по решению демографических проблем в стране вдруг исчез термин «естественный прирост населения», что предполагает в условиях дефицита трудовых ресурсов и дальнейшего сокращения населения их восполнение за счет увеличения потока мигрантов.
И все это происходит на фоне грядущей роботизации, которая, как все считают, приведет к сокращению рабочих мест и, возможно, в какой-то мере сбалансирует в будущем ситуацию на рынке труда.
Так ли это? Давайте изучим вопрос на примере одной из крупнейших экономик мира, Соединенных Штатов, где вроде как тоже наблюдается дефицит трудовых ресурсов.
После опубликованного в пятницу отчета о непредсказуемой ситуации с рабочими местами в США, который стал одним из самых больших промахов в отношении прогнозов по занятости из-за нехватки рабочих рук в стране в связи с тем, что миллионы американцев перестали искать работу благодаря экстренной финансовой помощи в виде чеков от Байдена на триллионы долларов, которые платят безработным за то, что они ничего не делают.
По словам главного экономиста Bank of America Итана Харриса, на рынках наблюдаются одновременно, казалось бы, две взаимодополняющие тенденции. Одна касается нехватки рабочей силы, другая – внедрения революционных робототехнических технологий, которые должны заменить людей. Так что же будет дальше?
По словам Харриса, ответ на этот вопрос заключается в том, что нам необходимо четко определиться с временными рамками. Хотя пандемия коронавируса, как видно, ускорила структурные изменения на рынке труда, упомянутые выше многолетние изменения идут намного медленнее, чем динамика экономического цикла.
К примеру, экономисты из Массачусетского технологического института и Бостонского колледжа подсчитали, что к 2025 году роботы могут заменить 2 миллиона рабочих в производственном секторе. Это означает, что ежегодно будет сокращаться около 400 тысяч рабочих мест.
Между тем, специалисты Bank of America ожидают, что ежемесячно число рабочих мест в США будет увеличиваться в текущем и следующем году в среднем на более чем 500 тысяч человек.
Оглядываясь назад в прошлое, можно получить представление о том, как структурные изменения и технологии, высвобождающие трудовые ресурсы, влияют на рынок труда.
Самая важная мысль заключается в том, что рынок труда каждый раз перестраивается заново. И не существует никаких коррелирующих трендов между ними. За последние 70 лет производительность труда в Соединенных Штатах увеличилась почти на 400%, в то время как уровень безработицы вырос в среднем на 5,6%.
Между тем, по мнению экспертов, в том, что из-за внедрения новых технологий будет происходить высвобождение трудовых ресурсов, будут и хорошие, и плохие последствия.
Отрицательные:
- Карманы обычных людей, как правило, пустеют еще быстрее с каждой новой волной инноваций, поскольку все обещания властей о переподготовке кадров редко воплощаются в жизнь.
- Как представляется, в последние десятилетия технический прогресс способствовал процессу углубления распределения доходов.
- Быстрые структурные изменения могут создавать периоды высокой текучей безработицы, связанные с временной незанятостью из-за переподготовки или перехода на другую работу. Такое уже случалось после нефтяных потрясений 1970-х годов.
Положительные:
- Технологические достижения резко увеличили количество свободного времени, и эта тенденция, вероятно, сохранится. Это огромная польза для всех.
- Были случаи, когда технический прогресс помогал снизить уровень безработицы. Например, рост производительности труда в США в период с 1995 по 2005 год снизил издержки бизнеса, отсрочил начало инфляции и позволил ФРС экспериментировать с низким уровнем безработицы и повышением заработной платы.
Исторически сложилось так, что на пике экономического цикла зависимость между отставанием фактического объема выпуска от потенциального ВВП в условиях неполной занятости и отклонениями от нормального уровня безработицы из-за колебаний экономической активности - так называемой циклической безработицы - обычно пропорциональна.
При этом в текущем цикле процесс восстановления рабочих мест будет сдерживаться. Следовательно, экономисты ожидают большего (положительного) разрыва для общего ВВП, чем для безработицы. И к концу 2022 года Bank of America оценивает разрыв между выпуском продукции и производственной мощностью в 4,7% и разрыв между естественной и фактической безработицей в -0,9%.
Таким образом, роботы и другие трудосберегающие технологии не предотвратят перегрева американской экономики, едва ли не такого же перегрева рынка труда и нарастания давления на заработную плату и цены. Другими словами, предыдущий прогноз Bank of America относительно «преходящей гиперинфляции», скорее всего, оправдается.
Иными словами, роботизация не станет панацеей, в том числе и у нас.
А вас не пугают эти тенденции? Пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайьесь на канал.