Найти в Дзене

Индия на пути к независимости. 30-е годы XX века.

Мировой экономический кризис 1929 г. тяжело поразил народное хозяйство Индии. Аграрный кризис – кризис сбыта сельскохозяйственной продукции – начался еще в 1927 – 1928 гг. Падение цен на основные виды товарной продукции сельского хозяйства было весьма значительным: например, на пшеницу цены упали в 2 раза, на джут в 2 – 3 раза. В тоже время колониальные власти проводили ревизию ставок земельного налогообложения в сторону их значительного повышения. В результате реальные доходы земледельцев значительно сократились. Чтобы уменьшить потери, помещики в массовом порядке стали переводить арендаторов с натуральной ренты на денежную. Росло число разорившихся хозяйств арендаторов и мелких собственников. Кризис поразил и город. Закрывались фабрики и мелкие промышленные предприятия. Массовые увольнения рабочих под предлогом проведения рационализации производства на фоне роста дороговизны вели к ухудшению положения рабочих и мелких служащих. Англия стремилась выйти из кризиса за счет своих колон

Мировой экономический кризис 1929 г. тяжело поразил народное хозяйство Индии. Аграрный кризис – кризис сбыта сельскохозяйственной продукции – начался еще в 1927 – 1928 гг. Падение цен на основные виды товарной продукции сельского хозяйства было весьма значительным: например, на пшеницу цены упали в 2 раза, на джут в 2 – 3 раза. В тоже время колониальные власти проводили ревизию ставок земельного налогообложения в сторону их значительного повышения. В результате реальные доходы земледельцев значительно сократились. Чтобы уменьшить потери, помещики в массовом порядке стали переводить арендаторов с натуральной ренты на денежную. Росло число разорившихся хозяйств арендаторов и мелких собственников.

Флаг Британской Индии. Иллюстрация из открытых источников.
Флаг Британской Индии. Иллюстрация из открытых источников.

Кризис поразил и город. Закрывались фабрики и мелкие промышленные предприятия. Массовые увольнения рабочих под предлогом проведения рационализации производства на фоне роста дороговизны вели к ухудшению положения рабочих и мелких служащих.

Англия стремилась выйти из кризиса за счет своих колоний, в первую очередь Индии. В эти годы значительно увеличился разрыв между ценами на экспортные индийские и импортные, в первую очередь английские, товары.

Происходили массовые банкротства мелких и средних промышленных и торговых фирм.

Экономический кризис, таким образом, явился фактором, вызвавшим резкое усиление классовых и национальных противоречий и тем самым усиление классовой и национально-освободительной борьбы в стране.

Быстрое нарастание социальной напряженности в стране создавало благоприятные условия для развертывания массовых политических компаний. Ганди счел, что обстановка складывается достаточно благоприятно для оказания решительного давления на колониальное правительство. На съезде Конгресса в Лахоре (декабрь 1929), председателем которого был избран Джавахарлал Неру, было принято решение о проведении новой компании гражданского несотрудничества.

Джавахарлал Неру (1889-1964) - один из самых видных политических деятелей не только Индии но и всего мира. Фотография из открытых источников.
Джавахарлал Неру (1889-1964) - один из самых видных политических деятелей не только Индии но и всего мира. Фотография из открытых источников.

В основу компании гражданского неповиновения 1930 г. были положены «11 пунктов» Ганди, содержавшие требования к английским властям (снижение валютного курса рупии, снижение поземельного налога на 50%, сокращение жалованья английских чиновников на 50%, ограничение ввоза иностранных тканей и одежды, запрещение продажи спиртных напитков).

Кампания была начата в апреле 1930 г. и проходила по той же программе, что и в начале 20-х гг. Она приобрела огромный размах. Новым было включение в нее пункта направленного против соляной монополии.

Английская монополия на продажу соли так или иначе затрагивала интересы всего населения Индии, тем более наиболее бедных ее слоев. Ганди решил начать сатьяграху с демонстративного и повсеместного нарушения закона о соляной монополии. Соляной поход был назначен на 12 марта 1930 года. Участники должны были пройти путь в 400 километров до берега Индийского океана, а там устроить показательное выпаривание соли из морской воды. Английские власти акцию всерьез не восприняли.

12 марта Махатма Ганди и 79 его сторонников вышли из города Ахмадабад в Гуджарате. Они останавливались в каждой деревне и устраивали митинги, призывая поддержать кампанию неповиновения. К маршу присоединились тысячи.

6 апреля на берегу Аравийского моря в селении Данди состоялась символическая процедура выпаривания соли. Этот день был объявлен Днем начала национальной недели несотрудничества и неповиновения.

Махатма Ганди и его сторонники во время "Соляного похода" 1930 г.  Фотография из открытых источников.
Махатма Ганди и его сторонники во время "Соляного похода" 1930 г. Фотография из открытых источников.

Сатьяграха Ганди широко освещалась индийской прессой, а движение несотрудничества охватило территорию всей страны. Повсеместно проводились демонстрации, митинги, харталы, перераставшие в ряде районов в вооруженные восстания (в Шолапуре, Читтагонге и Пешаваре). Восстания перекинулись в княжества. Особенно напряженная обстановка сложилась на территориях княжеств Джамму и Кашмир, Алвар, Пулра, Дир. Развернулось крестьянское движение, особенно в Соединенных провинциях. Серия политических забастовок прошла в крупнейших городах Бомбее, Мадрасе, Калькутте, Дели, Карачи.

Английские власти, запретив проведение компании несотрудничества, объявили Конгресс и другие политические организации, вне закона. В мае 1930 г. был арестован Ганди, а концу 1930 г. тюремному заключению подверглось около 60 тыс. чел.

Политика англичан в Индии в первой половине 30-х гг.

Наряду с прямым подавлением национального движения, английский колониализм начал политическое маневрирование, направленное на раскол лагеря противников колониального режима.

В июне 1930 г. был опубликован доклад Комиссии Саймона с рекомендациями относительно будущего конституционного устройства Индии. В нем сохранялась вся полнота власти вице-короля, расширялось деление выборщиков по общинным куриям (выделение специальной курии для «неприкасаемых»), усиливались позиции представителей княжеств в центральных органах. В докладе игнорировались основные требования индийского национального движения, за исключением расширения общего состава избирателей. В плане изменения административно-политической структуры предлагалось отделение от Индии Бирмы и выделение в самостоятельную провинцию Синда.

-4

Английское правительство наметило проведение серии переговоров с ведущими политическими силами Индии для обсуждения доклада Комиссии Саймона. 12 ноября 1930 г. открылась I конференция «круглого стола» в Лондоне. В ней приняли участие с индийской стороны Мусульманская Лига, Хинду маха сабха, федерация либералов, князья и Федерация «неприкасаемых». ИНК бойкотировал конференцию. Мусульманская лига выдвинула «14 пунктов», главным из которых было требование проведения реформ в Синде. Отказ делегации Хинду маха сабха обсудить «14 пунктов» помешал выработке общей точки зрения. На конференции не было принято никаких конструктивных решений.

Англичане предприняли попытку возобновления диалога с Конгрессом. В марте 1931 г. было достигнуто временное перемирие между национальным движением и колониальными властями (Пакт Ганди - Ирвин), по которому английская сторона обязывалась прекратить репрессии и освободить арестованных, не обвиняемых в насильственных действиях. Ганди объявил о прекращении кампании гражданского несотрудничества и согласии Конгресса на участие во II конференции «круглого стола», мотивируя свои действия тем, что подписанием пакта британское правительство признает национальное движение и законность его целей. Несмотря на недовольство, пактом значительной части конгрессистов, на очередном съезде Конгресса в Карачи позиция Ганди была одобрена. Съезд принял резолюцию о платформе переговоров на конференции «круглого стола», а также резолюцию «Об основных правах и обязанностях граждан Индии», содержащую развернутую социальную и экономическую программу ИНК.

II конференция «круглого стола» состоялась в сентябре 1931 г. Для ее проведения было создано три подкомитета: по вопросам федеральной структуры Индии, по делам меньшинств и по реформам в Северо-Западной пограничной провинции. На конференции, в центре внимания которой оказалась проблема гарантии прав малых народностей, религиозных общин и каст, наметилось два кардинально различных подхода к общинному вопросу. Конгресс рассматривал разрешение общинной проблемы в качестве венца конституции, предусматривающей самоуправление, Мусульманская Лига - как ее фундамент, что предполагало необходимость решения всех спорных проблем индусско-мусульманских отношений до определения нового государственного статуса страны. При этом Мусульманская лига не настаивала на обязательном сохранении куриальной системы выборов, считая возможным урегулировать общинную проблему путем резервирования определенного числа мест в центральных и провинциальных органах за мусульманами на условиях, предложенных Делийским манифестом 1927 г. Другие партии, принявшие участие в конференции, главное внимание уделяли вопросу о распределении мест в конституционных органах между представителями общин.

На конец 1932 - начало 1933 г. была назначена III конференция «круглого стола». Ганди от имени Конгресса отказался принять в ней участие. В январе 1932 г. он объявил о начале новой кампании гражданского неповиновения в форме индивидуальной сатьяграхи, что привело к аресту всех делегатов Делийской сессии ИНК. Кампания несотрудничества продолжалась до мая 1933 г. Основное внимание участников сатьяграхи было сосредоточено на урегулировании общинной проблемы и на борьбе с «неприкасаемостью», что должно было, по мысли Ганди, привести к единству сил в национально-освободительном движении. III конференция «круглого стола» прошла в конце 1932 г. без участия ИНК.

Закон об управлении Индией 1935 г.

В августе 1935 г. английский парламент принял новый Закон об управлении Индией, созданный на основе рекомендаций Комиссии Саймона и конференций «круглого стола» и вошедшей в истории как Конституция 1935 г. Закон состоял из двух частей: «Федеральная схема» и «Провинциальная автономия». Согласно Закону, Индия представляла собой федерацию провинций Британской Индии и княжеств.

В то время как членство в федерации было обязательным для провинций, княжества наделялись свободой выбора, равно как и в отношении федеральной системы разделения властей (право либо примкнуть к федеральной схеме, либо установить прямые отношения с центральной властью и метрополией). Представители провинций в Центральном законодательном собрании были выборными, делегаты же княжеств назначались их правителями. Устанавливалось непропорциональное представительство княжеств и провинций в Государственном Совете и Законодательном собрании, при этом центральное правительство несло ответственность не перед выборным органом, каковым являлось Центральное законодательное собрание, а перед Государственным Советом, тесно связанным с колониальной администрацией.

Федеральная схема так и не была введена в действие в силу отказа большинства правителей княжеств примкнуть к федерации. Вся полнота власти оставалась в руках генерал-губернатора, назначаемого королем и являющегося его полномочным представителем в Индии. Он обладал всей исполнительной властью, а также пользовался законодательными полномочиями в центре и провинциях.

Закон сохранял принцип диархии и всю полноту власти у английской колониальной администрации. Концепция провинциальной автономии предусматривала разделение власти между центром и провинциями и расширяла прерогативы провинциальных законодательных собраний, получавших право контроля над деятельностью провинциальных кабинетов министров. Определялась и структура законодательных органов в провинциях, они делились на двухпалатные (в провинциях Мадрас, Бомбей, Бенгалия, Бихар и д.р.) и однопалатные ( в Пенджабе, Синде, Центральных Провинциях). Численность законодательных ассамблей варьировалась в зависимости от населения провинции.

Закон предусматривал куриальную систему выборов. Корпус избирателей расширялся до 12% взрослого населения.

О будущем политическом статусе Индии в законе 1935 г. ничего не было сказано, отсутствовали также упоминания о самоуправлении в рамках Британского содружества наций. Политические силы Индии были разочарованы умеренным характером закона, названного в прессе «рабской конституцией». Однако Закон об управлении Индией 1935 г. имел значение для дальнейшего становления институтов демократии, поскольку наряду с общим расширением электората он вводил центральную и провинциальные легислатуры, дававшие ограниченный доступ к власти представителям местных имущих слоев. Это объективно вело к усилению в Конгрессе групп, ориентированных на конституционные формы борьбы за суверенитет.

Неру, Ганди и Абул Калам Азад - лидеры Индийского национального конгресса в 1935 году. Фотография из открытых источников.
Неру, Ганди и Абул Калам Азад - лидеры Индийского национального конгресса в 1935 году. Фотография из открытых источников.

«Провинциальная автономия» была введена в действие 1 апреля 1937 г. В том же году состоялись выборы в центральную и провинциальные легислатуры. ИНК одержал победу в 8 провинциях (Центральные, Соединенные, Бихар, Орисса, Бомбей, Мадрас, Северо-Западная, Ассам, Синд) и сформировал там провинциальные правительства, в первых шести полностью конгрессистские, в последних двух коалиционные с Мусульманской Лигой. Лишь в двух провинциях (Пенджаб и Бенгалия) Конгресс уступил свои позиции Мусульманской Лиге. Несмотря на разногласия внутри ИНК по вопросу о целесообразности формирования конгрессистских правительств, таковые были созданы и действовали вплоть до начала Второй мировой войны. В период с 1937 по 1939 гг. Конгресс начал проведение аграрных преобразований на основе принятой в 1936 г. аграрной программы, был создан также Национальный комитет по планированию под председательством Неру, разрабатывавший программу развития промышленности.