Идея рассказать о мультфильме студии Pixar пришла мне во время написания предыдущей статьи о «Недоросле» Фонвизина, что уже само по себе удивительно, так как логически слабо прослеживается связь между классическим произведением русской литературы конца XVIII века и современным мультфильмом, родившимся в Калифорнии. Но так получилось, что, говоря о произведении Фонвизина, я коснулся темы, когда, собственно, происходит формирование нашей личности. В процессе взросления и воспитания или же наш внутренний стержень формируется в так называемой «жизни До»?
Мультфильм «Душа» напрямую затрагивает эту тему и дает свой ответ. И, к сожалению, дать этот ответ у него получается очень и очень плохо. Неожиданно, правда? Да, на этот раз я осмелился написать отрицательный отзыв на оскароносный мультфильм, которым не восхищался только ленивый… Ну и еще я. Более того, не просто выразить свою позицию, а постараться привести весомые доводы почему этот мультфильм не так уж хорош на самом деле.
Вообще впечатления о мультфильмах студии Pixar у меня сильно разнятся. Так, «Корпорация монстров» является для меня одним из самых любимых мультфильмов детства, да и сейчас им остается, а «История игрушек» никогда не впечатляла и до сих пор особого интереса не представляет. Если взять что-то из нового, то от «Тайны Коко» я был в восторге, но при этом не видел ничего скучнее «Головоломки». С «Душой» все немного иначе, так, если после просмотра «Головоломки» я был больше равнодушен, то после просмотра в кинотеатре «Души» оставались в основном только отрицательные эмоции. Думал, что возможно исправит дело второй, более вдумчивый просмотр… Но нет, отрицательных моментов стало заметно значительно больше. Разберемся более детально и по существу. Далее идут спойлеры.
Сюжет
В мультфильме затрагивается тема того, что происходит с душой человека до его рождения. В истории мульта душа в этом состоянии пребывает в месте, называемом семинар душ. Там же происходит формирование личности души, ее характер, интересы, предпочтения, призвание и источник вдохновения. После того, как душа полностью сформирована, она может отправляться в мир живых и там уже родиться в теле. У каждой души есть наставник. Наставник — это душа уже умершего человека, который уже имеет какой-то опыт и знания, а значит может готовить к жизни еще только формирующуюся душу.
В этом «мире До» оказывается и главный герой - школьный учитель музыки – Джо Гарднер, который имеет мечту стать великим джазменом и видит в этом свое призвание. Но в определенный момент он погибает (или нет?), оказывается на пути в загробный мир, но не хочет мириться с данной участью и случайно попадает в «мир До», где также случайным образом оказывается наставником одной из душ под номером 22 (каждая душа в этом мире названа просто своим каким-то порядковым номером), которая на протяжении многих веков не может получить пропуск в мир живых.
Искусственная и навязчивая глубина мысли
Одной из главных проблем мульта, как бы это странно не звучало, является его явная ориентированность на выигрыш оскара. Здесь хорошо прослеживается и четкое потакание нынешним требованиям (всем известных, но не будем о наболевшем), необходимым теперь для получения этой (не знаю можно ли называть ее после всех скандалов престижной) награды, и искусственная возвышенность смысла, которым наполнен мультфильм. А возвышенность эта именно искусственная, фильм изящно манипулирует чувствами зрителя и заставляет его задуматься о… смысле жизни? Но ведь эта самая банальная из всех возможных тем, которые только могли быть затронуты. Мы постоянно говорим о смысле жизни в повседневной речи, эта фраза у всех на слуху, и она давно уже приелась в сознании людей. Таким образом мысль, которая кажется глубокой на первый взгляд, как ее преподносит сам фильм, на самом деле лежит где-то на поверхности.
Начинает разочаровывать самая первая сцена в фильме, где Джо Гарднер (главный герой) ведет урок музыки в школе. По сюжету одна из учениц слишком увлекается игрой на своем инструменте и переигрывает, тем самым, не попадая в такт игры всего оркестра. Класс смеется, на что Джо говорит, что в этом нет ничего такого, Кони (ученица) просто увлекла музыка и садится сам играть на пианино, увлекаясь подобным образом. Проблема этой сцены в том, что тебе искусственно насаживают мысль чего-то особенного и возвышенного. Вот девочка – она особенная, не такая как все, ее увлекает музыка, она глубже ее понимает. Вот Джо – он тоже особенный, он понимает Кони, он тоже увлечен музыкой. Фильм как бы говорит:
«Ты смотришь что-то особенное, возвышенное и будешь это смотреть, это фильм про не таких как все, относись соответствующе»
Я жду от кино, что оно покажет мне конкретную историю, где я уже, видя ее содержание, извлеку для себя какой-то смысл. Так и идея о том, что кто-то является особенным в фильме, как и любая другая идея, должна быть аккуратно и четко вплетена в сюжет и раскрываться в ходе повествования. Я должен и хочу увидеть эту идею сам, а не так, что мне скажут об этом в самом начале фильма открытым текстом.
Сюжетные дыры
Стоит отметить, что сцена с гибелью (или не гибелью?) главного героя выглядит отлично и главное неожиданно. Когда Джо идет по улице и буквально чудом избегает смерти раз за разом ты не ждешь никакого подвоха, так как привык к подобному в детских мультиках и расцениваешь это как очередную шутку. Но когда Джо все-таки действительно погибает, то это резко сменяет улыбку на удивление. Что? Смерть главного героя в детском мультике в самом начале? Еще и такая резкая, бесцеремонная и глупая (человек просто провалился в колодец)?
В этот момент фильм настраивает на положительный лад и начинаешь ждать чего-то нового и интересного. И интересно действительно становится, когда герой попадает в мир между жизнью и загробным миром. Это что-то новое и таинственное, а фильм наконец-то начинает показывать, а не рассказывать. Интерес то пробуждается, но, к сожалению, весь он начинает вскоре пропадать вместе с тем, как начинает пропадать логика происходящего. Фильм показывает зрителю свою формулу этого «мира До», устанавливает правила этого мира, а затем раз за разом сам же их нарушает.
Сначала фильм четко дает понять, что герой стопроцентно мертв и обратно он уже никак не попадет. Далее выясняется, что герой то на самом деле не мертв, а находится в коме. Он не умер, у него бьется пульс. Тогда справедливый вопрос: какого черта его уже отправили на тот свет? Он не должен находиться в этом «мире До» хотя бы потому что он, блин, еще жив.
Поражает также и тот факт, что никто из родственников Джо даже не в курсе, что он в коме (или мертв?) Зато целительница с волшебным котом уже на месте. Затем Джо после того, как он вроде как умер приходит живой и здоровый к матери в ателье, а та спокойно встречает его. Ну ладно, бывает, ей просто не сообщили, что ее сын в коме.
Следующее правило: попасть в реальный мир могут души, у которых уже сформировалась личность, и они получили свой пропуск. Но как оказывается, что в принципе в реальный мир может попасть любой, главное знать способ. Более того, в реальный мир могут попадать даже так называемые Джерри (или Терри) (смотрители и управленцы «мира До»), которые по их собственным словам представляют из себя своего рода смесь квантовых полей Вселенной, и даже физически взаимодействовать с живыми людьми.
Очередным гвоздем в крышку гроба с похороненной в ней логикой является то, что душа Джо вселяется в тело… кота? То есть коты, а получается и все животные находятся на одном душевном или астральном уровне, что и люди? У них также формируются личности до их рождения? Прививается интерес либо к Вискасу, либо к Педигри? То есть души из основного семинара душ могут так же попадать в тела животных? Как это работает? В фильме даже есть короткая сцена, где видно, что душа кота, которую «выселил» Джо, отправляется в загробный мир вместе с людьми. Забавно, конечно. Ок.
Вопросы, вопросы и все больше вопросов.
Основной посыл
И таких моментов в мультфильме очень много, но выделим еще один. Самый главный. В сюжете есть одна важная деталь – искра. Последний штрих, который завершает формирование души и дает пропуск в жизнь. С этой деталью связан один из основных смыслов, который преподносит мультфильм. Искра – это своего рода вдохновение, то, что дает душе смысл жить. И это необязательно что-то особенное, это могут быть и самые обыкновенные вещи – вроде вкуса пиццы, мимолетных моментов радости, когда мы можем просто понаблюдать за небом, ощутить дуновение ветра и т.д. И 22-я получает это все во время жизни в теле Джо, таким образом пробуждая свою искру.
И это все замечательно, если бы не одно но. В "мире До" есть Зал всего сущего, где сосредоточено все существующее на данный момент на Земле и, где души могут попробовать что угодно. Понять, что их вдохновляет и пробудить эту самую искру. И в этом месте есть пицца. Да, та самая пицца, от которой 22-я была без ума на Земле. Но вкус этой пиццы почувствовать нельзя, так как эти чувства дает тело. То есть еда, но которую нельзя даже распробовать и понюхать. А какой тогда смысл в ее нахождении там?!
Ок, давайте разберемся. Вкус позволяет нам получать информацию о какой-то вещи в мире и таким образом иметь о ней представление. Так же, как и слух, так же, как и зрение. Глаза и уши у душ почему-то присутствуют, то есть на звук и визуально они могут воспринимать информацию. Но вот со вкусом и обонянием почему-то проблемы, как, собственно, и с осязанием. То есть слух и зрение – качества души, а вкус, обоняние и осязание – это только чувства, которые может дать тело. Это. Полный. Бред. Смысл в этом зале всего сущего теряется процентов на 80.
Можно сказать, что я слишком придираюсь к деталям в мультфильме и, что самое важное — это смысл, который пытаются донести авторы. Но. Мультфильм нельзя назвать детским. Темы, которые в нем поднимаются достаточно серьезные и представляют интерес в том числе и для взрослых. Следовательно, и отношение к нему должно быть соответствующим. Более того смысловой костяк фильма полностью построен на теме «жизни До», это его основное содержание. Но когда основная идейная концепция имеет такие большие логические ямы, то и вся история рушится, а смысл происходящего теряется.
Сверхособенность главных героев
Следующая проблема – это излишне преувеличенная незаурядность главных героев. Это особо сильно начинает наблюдаться, когда Джо попадает в мир «Между». Кроме него там находится огромное количество душ других умерших людей и все они спокойно следуют к входу в загробный мир. Душа бабушки (одна из умерших) говорит об этом, так как будто, так и должно быть. Как будто она уже знала при жизни, что пойдет по этому пути в загробный мир. Так и остальные просто смирно следуют к выходу. И только Джо один единственный среди огромного числа душ не готов был смириться с участью? Только одному ему единственному спустя столько веков пришло в голову не идти спокойно в загробный мир, а поступить иначе? В это невозможно поверить. Также и наставники душ в «мире До» спокойно выполняют свои обязанности наставника, как будто знали о том, что после смерти они будут обучать еще не родившиеся души. Это выглядит очень странно.
Такая же ситуация и с 22-ой, которая тоже представлена, как сверхособенная, хотя на самом деле обыкновенная бунтарка. Таких душ должно быть миллион. А за всю историю наверняка были миллиарды похожих людей. Но лишь 22-я по непонятной причине сильно выделяется среди остальных. Такое искусственное присваивание некоторым персонажам излишней незаурядности просто уничтожает всю веру в происходящее. Джо и 22-я напоминают персонажей компьютерной игры, где они являются игровыми персонажами и наделены всем набором функций, в то время как все остальные – бестолковые и бесполезные NPC.
Невзрачные и отталкивающие характеры персонажей
Еще один большой минус мульта – это сами характеры персонажей. Джо Гарднер является тем еще чудаком на букву "М". С момента, когда он якобы умирает, он начинает вести себя как настоящий эгоист. Единственной его целью становится – вернуться в свое тело и спасти свою шкуру чего бы ему это ни стоило. Он без зазрений совести садится на другую душу верхом и пытается вернуться на ней обратно в мир живых. Не задумываясь забирает себе бейджик другого наставника. Его неосторожные действия приводят к тому, что он забирает 22-ю вместе с собой в мир живых, хотя она того вовсе не желает. Такому персонажу неохота сопереживать, он вызывает только негативные эмоции. Более того Джо не обладает сильным характером, каким-то особым умом или харизмой. Его личность слишком блеклая и обычная. Это просто мужичок простачок, который умеет хорошо играть на пианино. 22-я представлена обычной бунтаркой-хулиганкой, которая просто не такая как все. Образы героев не выглядят какими-то целостными и доработанными, а кажутся больше шаблонными и второсортными. А ведь Pixar к слову создали таких персонажей, как Салли, Рэндалл, Базз Лайтер. А помнишь акул из "В поисках Немо"? Которые вообще были второстепенными героями. А здесь Джо Гарднер и 22-я...
Итог
Получается, что авторы слишком увлеклись созданием какого-то глубокого душевного смысла и в попытке донести его до зрителя как будто вовсе забыли или забили на многие правила, созданного ими же мира. Из-за чего вся ценность этой мысли просто опускается до нуля. Вера в адекватность и логику происходящего пропадает. Создается ощущение, что авторы раз за разом тебя обманывают, создавая иллюзию грамотно продуманного мира.
Технически мультфильм выглядит отлично. Анимация потрясающая, картинка живая, яркая и красочная. Но, к сожалению, главный рычаг мульта, а это именно смысловое наполнение, абсолютно не работает. Кино, позиционирующее себя, как шедевр и видимо, являющееся для многих людей таковым, на деле оказывается самой настоящей безвкусной пустышкой.
Очень жду от тебя отзывов, чтоб обсудить этот мультфильм в комментариях. Также не забывай ставить лайки, если понравился материал ;)
P.S. Мать Тереза - одна из наставниц 22-ой. Очень странно, как она не лишилась своей веры после того, как побывала в "мире До" :))