Знали ли вы, что первый в мире серийный малый плавающий танк был произведен в Советском Союзе? И имя ему было Т-37А.
Вопреки популярному мнению, он вовсе не был калькой с британского танка фирмы Vickers-Armstrongs, хоть и был им вдохновлен.
Судьба этой боевой машины стоит того, чтобы ее рассказать. Особенно во время Дня Победы.
Кстати, идеально восстановленный экземпляр я встретил на выставке Олдтаймер Галерея несколько лет назад.
Т-37А впервые увидел свет в 1932 году. Хотя разработки начались годом ранее — сразу после того, как британская компания «Виккерс» представила свой прототип плавающего танка. Увидев его в прессе, Красная армия решила, что и нам непременно нужна такая машина.
И в этом же году было представлено несколько пробных отечественных разработок — Т-33, Т-41 и Т-37. Но все варианты по тем или иным причинам были отвергнуты. Зато родился новый — тот самый Т-37А.
По сути, он представлял собой нечто среднее между Т-37 и Т-41: ходовая — от первого, а компоновка — от второго.
Британский же аналог оказал влияние на танк позже, уже в процессе запуска массового производства — с 1932 года. Интересно, что в том же году Т-37А был принят на вооружение Красной армии, хотя ни одной машины тогда еще не было собрано.
Создавался танк силами ударников завода № 37 в Черкизове (бывший 2-ой автозавод ВАТО) и Подольского крекинго-электровозостроительного завода (ныне — «ЗиО-Подольск»).
С одной стороны, работы вроде бы были поставлены на поток. Но, с другой, — дело с самого начала как-то не задалось. Здесь не хватало мощностей и материалов, там — элементарного опыта. Так и получилось, что вместо запланированных 1200 экземпляров в первый год было изготовлено всего чуть больше 800 штук.
Новый плавающий танк имел классическую компоновку с довольно примитивным коробчатым корпусом и башней цилиндрической формы посередине.
Он был выполнен из катаных листов броневой стали толщиной от 4 до 10 мм. Вооружен был стандартным танковым пулеметом 7,62-мм ДТ.
Ходовая представляла собой гусеничную конструкцию шириной 200 мм с одиночным ведущим колесом спереди и обрезиненными опорными и поддерживающими катками.
Благодаря сбалансированной попарно подвеске на горизонтальных пружинах танк легко мог преодолевать окопы до 1,4 метра и стены по полметра с углом наклона до 35 градусов.
В движение Т-37А приводил четырехцилиндровый карбюраторный мотор от грузовика ГАЗ-АА с отдачей 40 «лошадей». По ровной дороге он мог разогнаться аж до 40 км/ч, а по пересеченной местности и на плаву скорость достигала лишь 6 км/ч.
Рабочий объем агрегата составлял 3280 см³, что позволяло проехать на второсортном бензине без дозаправки 230 км. В паре с ним работала четырехступенчатая коробка, тоже позаимствованная у грузовика ГАЗ-АА.
К 1936 году стало понятно, что невыполнение плана по производству танков в общем-то сыграло стране на руку.
К тому времени была обнаружена целая куча недостатков этой машины, устранить которые было решено весьма кардинально — глубокой модернизацией.
Так появился новый танк Т-38. Всего за четыре года производства было выпущено 2565 танков Т-37А.
В дальнейшем многие из них участвовали в Великой Отечественной войне. Увы, до наших дней дошло всего три экземпляра — все они находятся в музеях военной техники.