Во время Второй мировой войны крупная международная благотворительная организация прислала в Грецию запасы продовольствия. Сделано это было, чтобы помочь тем, кого война оставила без крова и пищи.
Благотворительная помощь не предназначалась греческим подвижникам-монахам.
Однако местные власти решили, что все монастыри Святой Горы должны получить припасы тоже. Каждому братству на Катунаках полагалось, по велению властей, около 40 килограммов овощных консервов.
Старец Никифор, узнав об этом, обрадовался. Он тотчас направил своего ученика – будущего старца Ефрема Катунакского (в миру - Евангел Папаникита, день памяти 14/27 февраля) - получить посылку для них. Отец Ефрем отправился за ней.
Взяв ее в руки, он почувствовал, что духовные силы оставляют его. Никогда ранее он не ощущал в душе такого оскуднения собранного в ней духовного богатства.
Потом, он рассказал старцу Иосифу Исихасту ( преп. Иосиф, в миру - Франгискос Коттис, день памяти 16/29 августа) :
– Отче, я не знаю, что со мной произошло. Но как только я поднял эту посылку, тут же почувствовал в душе огромное опустошение. И до сих пор я ощущаю себя не человеком Божьим, а какой-то биомассой плоти и крови, без души. Каким-то зверем.
Старец Иосиф ответил ему:
– Дитя мое, разве ты не знаешь, что я не пошел за этой посылкой?
- Да, я знал об этом, отче.
- Я слышал об этом «подарке», но не стал посылать за ним кого-то из моих учеников.
- Но почему ты поступил так, отче?
- Я желаю питаться от трудов моих, в поте лица вырезая деревянные кресты, а не рассчитывать на пищу, которую не заработал.
- Но ведь это подарок. Разве мы не можем его принять. Ведь мы не просим, а нам дают?
- Разве ты не понимаешь, - продолжил старец Иосиф - что эта милостыня предназначалась страждущим, оставшимся в войну без крова?
- Я не подумал об этом, отче.
- Бог лишил тебя Своей благодати, ведь ты взял эту милостыню, не испросив прежде у Него вразумления в молитве, брать тебе ее или не брать.
– Да, я не сделал это, отче. Но я же на послушании! Я исполнил указание моего наставника – возразил отец Ефрем.
– Согласен, – ответил старец Иосиф, – я тебя не осуждаю. Выбора у тебя не было. Старец твой не придерживается таких строгих принципов. Однако Господь промыслительно дал тебе почувствовать умаление благодати, чтобы впоследствии ты мог объяснить своим духовным детям, что такие деяния греховны. Бог всегда Один и Тот же. Он не меняет Свои законы в угоду обстоятельствам. Это человеческие законы зависят от эпохи, а Божии – незыблемы и вечны. В Библии сказано: «Бог вчера, и сегодня, и во веки Тот же» ( Евр. 13: 8).
Старец Ефрем Катунакский на всю жизнь запомнил этот урок старца Иосифа Исихаста:
Не спеши радоваться подаркам и обретать их, даже если тебе их дают. Испроси прежде в молитве своей - от Бога ли они? И если нужно уступить по Воле Божьей, лучше уступи и не лишай себя Его Святой Благодати.