От всего сердца хочу поздравить читателей моего канала с праздником, память о котором хранится в сердце каждого жителя нашей необъятной Родины и передается следующим поколениям – с праздником ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!
Мы бесконечно благодарны советским солдатам за то, что дали нам возможность жить под мирным небом и ярким солнцем! За то, что когда-то они поставили понятия «Честь» и «Долг» на первое, главное место, отбросив личное и сиюминутное. Именно благодаря им, солдатам и генералам той священной войны, партизанам и труженикам тыла, мы живем сейчас в свободной стране. Стране с великой историей и с великим народом, который невозможно поставить на колени.
Именно этот день объединяет всех нас, таких непохожих и разных под знамёнами великой Победы. Так пусть Память о ней навечно останется в сердцах наших соотечественников!
Я не знала войну. Она коснулась меня лишь самым краешком.
Помните песню «Баллада о матери» и ее первые строчки? «Постарела мать за тридцать лет…» Я родилась через двадцать один года после Победы. ВСЕГО 21 год! Свои почти 55 я прожила под мирным небом и ясным солцем.
Я плохо помню своего деда-фронтовика, бойца одного из украинских фронтов. Мама возила нас с сестрой каждое лето к себе на родину, в украинский хутор Горбы в Полтавской области. По причине моей малолетней несознательности я не понимала, что за человек мой дед. Помню, что дед характер имел очень строгий, меня не раз воспитывал за шалости вицей. Помню коробочку с орденами. Мало что помню… Помню, что если я что-то делала и пыталась доказать свою правоту, он говорил мне: "Ну. дывысь...". Его не стало, когда мне было всего 12.
В то время не было такого отношения к фронтовикам, как сейчас. Слишком мало лет прошло с окончания войны, и память еще была очень жива. В каждой семье были фронтовики, или работники тыла, или блокадники. Никто не считал фронтовиков героями, обычные люди. Как все.
Мама не любила рассказывать про войну.
Ей было одиннадцать лет, когда началась война и в их село пришли немцы. Она успела окончить 3 класса школы, когда началась оккупация. Всех девочек старше 10 лет угоняли в Германию на принудительные работы. Ее ждала такая же участь. Отец был на войне, она была старшая, за нею было еще трое малышей. Партизаны подделали ей метрику, и она стала на год младше, тем самым избежав рабства, и (может быть) смерти в Германии.
Когда закончилась война и отец пришел с фронта, моя мамочка, вместо того, чтобы идти учиться, пошла работать, чтобы помочь родителям поднять малышей. Их было 4 довоенных и двое послевоенных. Один из младших мальчиков был очень болен, он не ходил, не слезал с рук своей матери. У бабушки было больное сердце. Мальчик дожил до одиннадцати лет. Бабушка ушла вслед за ним. Дед остался один с такой оравой. Самого младшего брата забрала моя любимая тётушка. Остальные пошли учиться, кто куда. Кроме моей несчастной мамочки.
Дед был очень строг. Она должна была помогать ему поднять на ноги братьев-сестер. Так и не получив никакого образования, кроме довоенных трёх классов, Ганночка ушла работать. И всю свою жизнь до смерти отца она посылала ПОЛОВИНУ своей зарплаты отцу, хотя была уже взрослой, у нее была своя семья, да и младшие выросли и разъехались.
И вот моя несчастная мамочка, Царство ей Небесное, всё время говорила: «Только бы не было войны». Столько было в её словах ужаса и горечи, что меня до сих пор продирает ледяной озноб при слове «война». Я, пока была маленькой, не понимала этих слов. Ребенок живет в своем мире, он живет настоящим. Понятие «война» для него что-то из области фантастики. Став старше, я смогла понять, что вкладывала мама в эти слова. Я поняла, что память о том страшном времени, когда на ее глазах гибли знакомые и близкие, когда дети вместо школьных учебников видели виселицы, голод, издевательства оккупантов, заменили в ее сознании привычные детские впечатления. Она была искалечена ими воспоминаниями и, по сути, так и не смогла оправиться от них до конца жизни.
Сегодня в соцсети мне прислали рассказ о подвиге Александра Мамкина. К стыду своему, никогда не слышала эту историю раньше. Нашла в интернете подробности. Расскажу буквально в двух словах.
Ближе к концу войны фашисты решили использовать воспитанников Полоцкого детского дома в качестве доноров. Что можно было взять от измученных войной и ослабленных голодом детей? Немцы хотели, чтобы дети стали донорами крови.
Директор детского дома убедил фашистское командование, что детей сначала нужно вылечить и откормить. И фашисты согласились с его доводами. Детей перевезли в военный гарнизон, который был расположен в дислокации сильного партизанского движения. Партизанами была разработана операция по эвакуации детей, сотрудников детского дома и их семей. И в одну ночь почти пятьсот человек были вывезены в безопасное место. Последний воздушный рейс пришлось совершить пилоту Александру Мамкину. Во время полёта самолет был подбит. Лётчик, на котором расплавились летные очки, горела одежда, обгорели ноги, сумел ценой собственной жизни посадить самолет и спасти всех пассажиров. Сам он скончался на пятый день после полета, не приходя в сознание. Ему было всего 28 лет. Всего 28 лет!!!
Александра Мамкина посмертно просили представить к званию Героя Советского Союза. В ходатайстве было отказано.
Читала эту историю и плакала. Думала о том, случись что-то подобное в наше время, как бы повела себя лично я в такой ситуации? Смогла бы спасти других ценой собствеенной жизни? А в то время это было в порядке вещей.
Хочу, чтобы память об этой страшной войне и этой великой Победе, которая спасла не только наш народ, но весь мир от рабства и насилия, навсегда осталась в нашей памяти и воспитывалась в будущих поколениях. Чтобы никогда в нашей стране в голову не пришло никому пересмотреть итоги и уроки войны.
И еще хочу сказать, что, несмотря на то, что многие хотят умалить значение советского народа во второй мировой войне, материалы Нюрнбергского процесса никуда не исчезли. И именно они – тот основной документ, который говори правду о войне и расставляет все точки над “I”.
Еще раз с праздником вас, дорогие друзья! Счастья вам, здоровья и успехов во всём! Любите друг друга, помогайте друг другу и будьте счастливы!
Хочу закончить сегодняшний рассказ одной из моих самых любимых песен о войне:
И, когда над ними грянул смертный гром,
Нам судьба иное начертала,
Нам, не призывному, нам, не приписному
Воинству окрестного квартала.
Сирые метели след позамели,
Все календари пооблетели.
Годы нашей жизни, как составы, пролетели,
Как же мы давно осиротели!
Вспомните, ребята, вспомните, ребята,
Разве это выразить словами,
Как они стояли у военкомата
С бритыми навечно головами.
Вспомним их сегодня всех до одного,
Вымостивших страшную дорогу.
Скоро кроме нас уже не будет никого,
Кто вместе с ними слушал первую тревогу.
И, когда над ними грянул смертный гром
Трубами районного оркестра,
Мы глотали звуки ярости и муки,
Чтоб хотя бы музыка воскресла!
Вспомните, ребята, вспомните, ребята,
Это только мы видали с вами,
Как они шагали от военкомата
С бритыми навечно головами.
И, когда над ними грянул смертный гром
Трубами районного оркестра,
Мы глотали звуки ярости и муки,
Чтоб хотя бы музыка воскресла!
Вспомните, ребята, вспомните, ребята,
Это только мы видали с вами,
Как они шагали от военкомата
С бритыми навечно головами...
(В. Берковский, Д.Сухарев)
Спасибо, что читаете! Анфиса.