Найти тему
Zдоровый Циник

Трезвенник — это слабый человек, поддающийся искушению отказать себе в удовольствии.

Оглавление

Наше доблестное "здоровое общество" повод для презрения и навешивания ярлыка всегда найдет. Во время майских праздников обнаружили вот ещё один. Ну прямо изумительный ярлычок, который общество радостно клеит на людей, которые - как ни парадоксально - сделали в жизни выбор Правильный. Речь у нас пойдет о людях зависимых, но прошедших лечение и не употребляющих.

Для начала

взято на Яндекс-Картинках
взято на Яндекс-Картинках

Мы отметим некоторые истины, которые по нашему мнению не подлежат обсуждению. А конкретно:

  • Любая зависимость это - болезнь.
  • Любая зависимость требует лечения. (в большинстве случаев - специалистами, в соответствии с рекомендациями этих специалистов)
  • Человек зависимый может быть с этим не согласен, и это никак не меняет того, что он - зависимый. (Человек ведь может быть категорически не согласен, что у него рак? А он всё равно будет)
  • Зависимость деформирует личность. То есть, человек который перестал употреблять остается зависимым, просто не употребляющим. (ну не лечится ни наркомания, ни алкоголизм, ни даже игромания, ну никак. Только ремиссия, она может быть до конца жизни, но это - всё равно ремиссия)

Это мы прояснили, теперь перейдем к сути.

Очень странный феномен

Зависимых людей принято считать слабовольными, слабыми, мягкими, сломанными и всё в таком вот духе. Кишка, проще говоря, тонка. (Такое мы тоже слыхали).
В отношении действующих зависимых всё понятно, вопросов нет.
Не будем заморачиваться и рассуждать о симптомах, болезни и остальном. Симптоматика зависимости такова, что о силе воли или духа речи идти не может. Мы уже писали, что симптомы не должны становиться нормой общества, и по-прежнему придерживаемся этой позиции.
Медицинская норма не равна общественной.

Реально интересно, что такое отношение переносится на тех, кто перестал употреблять.

взято на Яндекс-Картинках
взято на Яндекс-Картинках

То есть, человек прошедший лечение, находящийся в ремиссии, каждый день сталкивается с "особым" отношением окружающих. Причем со всех сторон. И только с одного бока: "Он - слабак".
Для простоты душевной возьмем алкоголика (их у нас большинство):

  • Его родные будут стараться его опекать, будут постоянно держать в голове что он "может сорваться". Ему "нельзя стресс, а то напьется", "нельзя радость - а то напьется" и всё в этом духе. В общем, слабак - чуть что вцепится в бутылку.
  • Знакомые "не алкоголики" (это которые пьют, но не считают себя зависимыми, что довольно спорный вопрос во многих отношениях) будут считать его "слабаком" потому что завязал. Куда уж без этого. Человек отказывающийся от всем привычного - сразу становится "безвольным", правда же? Веганы тоже из-за слабовольности мяса не едят, наверно. А евреи омаров не употребляют - чисто потому что "кишка тонка".
  • Про бывших собутыльников и говорить нечего. "Предатель" великое дело бросил. Действительно, "героическое пьянство" требует куда больше сил и воли, чем отказ от оного. Ведь человек, который курить бросил - тоже слабовольный: до рака не докурился, до гангрены не дотянул, вот ведь бесхребетный какой.

Примерно таковы стереотипы общества, касающиеся людей которые справляются с зависимостью. Общество разделяется на неравные части, отличные только отношением: одни считают, что обязаны оберегать и защищать. Другие обязаны "исправить положение" немедленно. А третьи - презирать. На основании одного: зависимый в ремиссии - слабый, безвольный человек, к нему "особое" отношение.

Под другим углом

взято на Яндекс-Картинках
взято на Яндекс-Картинках

Наркоман отлично знает, у кого и как достать дозу. Алкоголик наверняка знает, где взять выпивку. Курильщик - сигареты. Зависимые люди - весьма предприимчивые, они блестяще умеют притворятся, отличные манипуляторы, прекрасные актеры. А ещё они - клинические эгоисты. Причем эгоисты, находящиеся на высшей точке: они в упор не сознают свой эгоизм.
Полностью изолировать их от искушений без согласия можно только одним способом: в одиночной камере, в которой еду будет выдавать робот. И то, велика вероятность, что робота переделают под свои нужды.

Отказ от зависимости всегда, целиком и полностью, находится в руках зависимого. Никто кроме него не в состоянии повлиять на то, примет он дозу или нет. Вот на остальное - ещё с горем пополам могут повлиять. А на это - ну никак. Только алкоголик решает, глотать или не глотать выпивку. Только наркоман решает, колоть или нет. Остальное все - побочка, не стоящая особого внимания.

Поэтому, мир зависимого человека выглядит несколько иначе, чем мир здорового:

Представим себе, что мы очень хотим есть. Умирая с голоду стоим в ресторане, а вокруг нас - шведский стол. Много-много столов. И каждый из них ломится от еды. Хорошей, вкусной, не ядовитой. И не едим.
Представим, что мы безумно хотим пить, и стоим на берегу реки. Нормальной реки, пресной, не отравленной, совершенно чистой. И не пьем.

Зависимые люди находятся именно в этом положении. Возможностей у них всегда - немеряно. То что мы, здоровые люди, не видим этих возможностей - совершенно не означает их отсутствия. Зависимые - видят их отлично, постоянно, на каждом углу, в каждом магазине.

И они относятся к этому - совершенно спокойно. Без всякой патетики. В большинстве случаев зависимые в ремиссии даже не пытаются никого "наставить на путь истинный", чем так часто грешат здоровые.

Конечно, есть особые уникумы, которые любят всем и вся рассказать о том, "Как они каждый день с искушением сражаются" и всё в таком духе. Но это скорее уж черты характера, врожденная необходимость "либо хвастаться, либо каяться". Такие бы и без всякой зависимости нашли темы для описания своей "каждодневной борьбы".

А ведь на самом деле

взято на Яндекс-Картинках
взято на Яндекс-Картинках

У большинства здоровых людей не хватает силы воли толком посидеть на диете, поддерживать порядок в доме и не срывать злость на близких. Зависимый в ремиссии делает всё это (ему тоже не хватает силы воли, но он так же пытается), и дополнительно: не ныряет в свою реку и не кидается к своему шведскому столу.

В сущности, люди в ремиссии пользуются своей волей куда чаще, чем те кто с проблемой ещё не сталкивался. Вряд ли они обладают большими ресурсами, или сильнее других - мы так не считаем. Однако тренировки у них точно побольше.

Это не означает, что нужно незамедлительно впадать в противоположную крайность, и бежать преклоняться перед силой духа. Ни в коем случае. Однако выстраивать негативное отношение к человеку на основании его сознательного отказа от того, что ему вредит - по меньшей мере глупо.

Спасибо за внимание, ставьте пальцы вверх, подписывайтесь на канал , задавайте вопросы, делитесь собственным опытом.