Ох, люблю я сравнивать второстепенных персонажей. К ним внимания меньше, чем к главным, и они могут позволить себе то, что от главных нельзя было бы ожидать. Итак, сегодня у нас речь пойдет о неоднозначной матери Ларисы Огудаловой из пьесы "Бесприданница" Островского - о Харите Игнатьевне Огудаловой.
Первое описание этой героини в пьесе (в перечне действующих лиц) уже достаточно показательное:
"Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет; одета изящно, но смело и не по летам."*
Харита Игнатьевна - вдова, бедная дворянка.
"...состояние небольшое, давать приданое не из чего, так она живет открыто, всех принимает. <...> А средства у нее так невелики, что даже и на такую жизнь недостает."*
Мы знаем, что она женщина бойкая, проворная и весьма неглупая. По ее глубокому жизненному утверждению, для того, чтобы добиться своего счастья, нужно хитрить, лгать и унижаться перед более богатыми людьми:
"Ну, ну, хитрости! Без хитростей на свете не проживешь"
***************
"Мы люди бедные, нам унижаться‑то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по‑человечески.<...> А легко‑то ничего не добудешь, всю жизнь и останешься ничем."
***************
"И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь."
(Харита Игнатьевна о себе)*
Желая как можно выгоднее выдать младшую дочь замуж, она устраивает дома "базар", принимая всех желающих и заставляя Ларису со всеми любезничать, даже если ей это неприятно.
"...много у них всякого сброду бывает, потом встречаются, кланяются, разговаривать лезут. <...> Тот лезет к Ларисе Дмитриевне с комплиментами, другой с нежностями, так и жужжат, не дают с ней слова сказать."
***************
"Набегали двое: старик какой‑то с подагрой да разбогатевший управляющий какого‑то князя, вечно пьяный. Уж Ларисе и не до них, а любезничать надо было: маменька приказывает."
***************
"... когда во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть (Лариса в разговоре с Паратовым)"*
Не в силах больше этого терпеть, Лариса даёт обещание выйти замуж за первого же мужчину, который сделает ей предложение и им оказывается Карандышев.
Харита Игнатьевна отпускает ее на прогулку с Паратовым, Кнуровым и Вожеватовым, очевидно надеясь, что Лариса сможет заключить более выгодную партию, чем Карандышев. Она на всякий случай притворяется, что не знает, куда делась ее дочь, но видимо, потерять Карандышева в качестве зятя для нее не такая уж большая беда.
"Ах, Лариса!.. Догонять мне ее иль нет? Нет, зачем!.. Что бы там ни было, все-таки кругом нее люди... А здесь хоть и бросить, так потеря не велика."*
Как мы знаем, прогулка эта заканчивается трагически: Лариса погибает, а Харита Игнатьевна теряет уже вторую дочь (первую в приступе ревности убил ее муж).
Итак, идеальная Харита Игнатьевна на экране не может быть просто "безликой" матерью главной героини, у нее должен быть, как минимум, яркий темперамент и изворотливый характер.
Давайте же посмотрим, как с этим образом справились актрисы различных экранизаций "Бесприданницы".
В фильме 1936 года Хариту Игнатьевну сыграла женщина-кремень актриса Ольга Пыжова.
По поводу "одета не по летам" мне оценить сложно, но у актрисы такой суровый вид, что представить ее в какой-то фривольной одежде просто невозможно. Как и представить, что она будет перед кем-то заискивать или унижаться, а также лгать или изворачиваться, чтобы достигнуть каких-то своих целей. Удивительно, что под взглядом такой грозной маман Паратов вообще нашел в себе смелость Ларису на что-то ангажировать...
Не менее суровой оказалась и Харита Игнатьевна в исполнении Веры Капустиной в телеспектакле 1974 года.
Образ в чем-то получился схожим с предыдущим, легкомысленного стиля в одежды здесь также нет, но зато появилась та самая "хитринка". Мы видим, что Харита Игнатьевна действительно очень заинтересована в том, чтобы повыгоднее выдать дочь замуж. Но, как мне кажется, для того самого, "книжного", немного даже игривого образа эта Харита Игнатьевна несколько старовата и суховата. Но все же из всех актеров (а их отбор в этом киноспектакле весьма своеобразен) Вера Капустина, наверное, создала один из самых удачных образов.
В Рязановском фильме 1984 года роль Хариты Игнатьевны исполнила Алиса Фрейндлих.
Я буду, возможно, необъективна, потому что Алиса Бруновна - вообще одна из моих любимых актрис, но это исполнение, по моему мнению, весьма точно отражает характер героини. Во-первых, да, наряды Хариты Игнатьевны скромными не назовешь, их так же могла бы носить, скажем, и сама Лариса. Во-вторых, и этого нельзя отрицать, актриса безумно харизматична и не проникнуться ее исполнением невозможно. И, наконец, в-третьих, характер Алиса Фрейндлих тоже смогла передать весьма точно: эта Харита Игнатьевна достаточно бойкая и предприимчивая, легко верится, что она может и соврать, и польстить, и поунижаться, если нужно. Наверное, единственное, что меня в этом исполнении несколько смущало - Новосельцев, то есть, конечно Андрей Мягков в роли Карандышева всего на четыре года младше Людмилы Прокофьевны Алисы Фрейндлих, своей почти что экранной тещи, хотя должен был быть "молодым" женихом для ее дочери. Но, в конце концов, это скорее претензии к образу Карандышева, чем к образу Хариты Игнатьевны.
В последней "осовремененной" экранизации пьесы 2011 года Хариту Игнатьевну, то есть Арину Игнатьевну, играет Ирина Розанова.
Никакой фривольности здесь, конечно, нет, но в целом, актриса хоть что-то для роли сделать попыталась, но не очень удачно: образ получился каким-то дерганным и истеричным, а вот что-что, но уверенности в себе у Хариты Игнатьевны всегда было не занимать.
И опять никакой интриги: образ Хариты Игнатьевны удачнее всего представлен в фильме 1974 года, но в других экранизациях хотя бы не было таких ярых провалов, как с Карандышевым, Паратовым или же самой Ларисой.
- Спасибо за прочтение. Если вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк... А пока можно прочитать другие мои статьи, например: