Проехать мимо просто невозможно: взгляд поневоле останавливается на белых с изящными колоннами стенах храма, внесенного, кстати, в Свод памятников истории и архитектуры Каменского района.
Настоятель Сергиевской церкви — схиигумен Иегудиил (в миру Михаил Александрович Рыбанин) — единственный в таком церковном чине во всей Пензенской митрополии.
«Родился я в Москве в 1971 году в семье инженерно-технических работников, — рассказал он корреспондентам «МЛ». — Еще школьником начал ходить по столичным храмам, а их в ту пору было уже более 60-ти. Особое благоговение испытывал в Свято-Даниловом и Новодевичьем монастырях. Я увидел, как свободные духовно люди без лишних слов и демагогии помогают друг другу…
Еще в школе начал работать санитаром в НИИ скорой помощи знаменитого «Склифа», а позже в приемном отделении ЦКБ № 1. Потому, получив аттестат, поступил в медучилище на фельдшерское отделение. Отсюда и призвали меня в армию — в часть, стоявшую в Каменке.
Уволился в запас в 1992-м в звании старшины медицинской службы. Еще тогда город мне запомнился хорошей приходской жизнью». В том же году Михаил Рыбанин пришел в храм Преображения Господня в Тушине.
Здесь и проходил послушание. «В начале 1990-х была огромная нехватка священнослужителей, а церквей открывалось очень много, — вспоминает схиигумен Иегудиил. — И меня пригласил к себе в епархию архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим. Уже 17 января он рукоположил меня во диакона, а спустя три дня во пресвитера.
Чуть позже назначил настоятелем церкви святого великомученика Димитрия Солунского в Каменке. Дескать, место тебе знакомое, так что с Богом!..
Побывав в один из дней в Дивееве, я познакомился, а позже и подружился с певицей Жанной Бичевской, в репертуаре которой сотни композиций на духовную тематику. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил ее на создание музыкальных альбомов с религиозным смыслом.
Немногие знают, что ее супруг, композитор Геннадий Пономарев, пел в Тульском церковном хоре. А обряд крещения Жанна Владимировна прошла уже взрослой женщиной, после чего пара и обвенчалась.
А приехав в Казань, встретился со здешним архиереем, и тот предложил мне перебраться в Казанскую епархию. На новом месте я нес сразу восемь послушаний, главное из коих — наместник Казанского Богородицкого мужского монастыря и хранитель чтимого образа Пресвятой Богородицы, переданного РПЦ Ватиканом в 2005-м. Казанский монастырь — место обретения иконы Божией матери.
8 июля 1597 года 9-летняя девочка Матрона обрела икону на месте, указанном ей во сне. В том же году по указу государя Ивана IV Грозного здесь был основан монастырь.
Почему уехал из Казани? Нагрузка была колоссальной: совмещал должности настоятеля мужского монастыря, НовоИерусалимского Архиерейского подворья и целого ряда храмов! Вот сердечко и забарахлило. А с больным сердцем какая работа? Но горжусь тем, что сумел собрать братию Богородицкого мужского монастыря, возвратил в собственность РПЦ Крестовоздвиженский собор…
А еще были снесены здания табачной фабрики, находившиеся на месте обретения Казанской иконы Божией матери, и здесь установили памятную часовню. В 2007-м в Казань на 3-й Международный кинофестиваль мусульманского кино «Золотой минбар» приезжала звезда мирового кинематографа Катрин Денев. Актриса побывала в Крестовоздвиженском соборе, где приложилась к Казанскому образу Матери Божией.
И если говорить об артистах, то мне довелось общаться с Никитой Михалковым, Инной Чуриковой, Олегом Янковским, Александром Збруевым, Сергеем Никоненко — людьми глубоко верующими. Не забуду бесед с поэтом-песенником Ильей Резником, Ларисой Долиной, Олегом Газмановым, Денисом Мацуевым, телеведущей Татьяной Веденеевой».
В 2014-м году схиигумен Иегудиил вернулся в Пензенскую епархию. Два года был настоятелем в Преображенском монастыре, а затем попросился у владыки Серафима в Головинскую Варежку, в Сергиевскую церковь. История возникновения этого храма начинается сразу после победы в Отечественной войне 1812 года.
«Каменное здание церкви построено в 1814 году, а освящено во имя Сергия Радонежского Чудотворца, — говорится в старых документах. — А 1 октября 1822 года освящен придел во имя святой великомученицы Варвары». «Один из почитаемых образов нашего храма — копия Августовской иконы Божией Матери, — продолжает свой рассказ настоятель Сергиевской церкви. — Икона Богородицы, написанная в память ее явления в 1914 году русским солдатам перед Варшавско-Ивангородской операцией.
У нас хранятся несколько старых святынь — это и икона «Млекопитательница», перед которой принято молиться о разрешении от бесплодия, при трудных родах, недостатке грудного молока, об исцелении детей и семейном благополучии. И резная деревянная скульптура «Христос в темнице».
В годы воинствующего атеизма, когда с храма сбросили колокола, большинство образов и духовных книг сожгли, а само здание отдали под склад совхоза. Однако нашлись те, кто, не убоявшись гнева властей, прятал образа. Часть из них сразу после открытия церкви в 1944-м была возвращена местными жителями. Уже в хрущевский 1958 год здесь приняли обряд крещения 497 человек и венчались 52 супружеские пары.
Недаром же в отчете уполномоченного по делам религии за 1960 год говорится: «Наибольшая посещаемость отмечена в церквях Пензы, Кузнецка, Головинской Варежки. В дни больших праздников эти церкви бывают переполнены верующими».
Сюда раз за разом направляли лекторов для чтения атеистических «проповедей». Но интереса у местных они не вызывали. Мы никто — это все Бог! Чаще всего человек идет в храм не за наставлением, а за утешением, и людей надо уметь выслушивать. Не стоит забывать, что суд Божий устроен так же, как и земной. Судья здесь Бог, подсудимый — душа, обвинители — бесы, адвокаты — ангелы. Но есть и свидетели, без которых дела не выиграешь.
А свидетели — это священники. Вот берут слово обвинители и говорят о якобы скрытом грехе. А свидетель в ответ: «Неправда, исповедовался в этом грехе человек. И данным мне правом я разрешил его от этого греха». Вот что надо помнить всегда!»