Когда в 1997 году вышла пластинка Blackmore's Night под названием Shadow of the Moon, то у многих она вызвала недоумение. Большинство фанатов Ричи Блэкмора в тот момент ждали от него продолжения линии Rainbow с Дуги Уайтом. Альбом, записанный с Кэндис Найт казался просто небольшим отступлением от генеральной линии...который, впрочем, было приятно послушать. Стадия отрицания наступила позже, когда Ричи выпустил второй такой альбом, затем третий...Изрядная часть поклонников откровенно не приняли ни новую музыку Ричи, ни его новый сценический образ. И, конечно же, многие из них все же надеялись, что рано или поздно( лучше рано!) ...Ричи Блэкмор возьмется за старое, снова возьмет в руки Стратокастер и вернется к старому доброму року.
Однако, возвращения по большому счету так и не произошло, хотя Ричи сделал большой реверанс в сторону старых поклонников, реанимируя Rainbow в рамках проекта Memories of Rock.
Мое собственное отношение к такому крутому повороту в карьере одного из самых любимых и уважаемых гитаристов всегда было и остается одобрительным. Я принял выбор музыканта и отношусь к нему с уважением. Хотя, если честно, как и многие, какое-то время ждал возвращения к року - ничто человеческое мне не чуждо!
Чем больше я читаю интервью, которые раздавал Ричи в различные годы, тем больше понимаю его выбор и только лишний раз убеждаюсь в том, что он был верным. Тем более, что сам какое-то время играл в группах и имею некоторое представление.
Пусть Back In Black, Paranoid или Smoke On The Water - классные вещи. Относительно простые, но драйвовые и запоминающиеся. И сыграть их всегда можно для поднятия тонуса и настроения. Ну хорошо. А если ...исполнить любую из них 127 342 раза? Эффект будет тот же? Думаю, что нет.
Хард-рок в чистом виде - изначально довольно узкое направление. Вариации возможны, но и тут рано или поздно наступает некая исчерпанность. И музыканты, которые стояли у истоков хард-рока изначально понимали узость этого стиля. Ни одна из групп - основательниц ни в коем случае не ограничилась столь тесными рамками - все они имплантировали хард в более широкие направления, такие как арт-рок, прогрессив, примешивали блюз, фолк, классику...
Ричи сделал для развития этого направления чрезвычайно много и по праву считается одним из его столпов. Он играл хард-рок без малого два с половиной десятилетия и создал большую часть классики стиля. В конце концов стоит ли удивляться, что он, как музыкант, просто устал идти по этому пути? Проект Blackmore's Night стал глотком свежего воздуха. Ричи свернул на лесную тропинку после того как вдоволь настоялся в пробках на автостраде.
( Из интервью Classic Rock, апрель 2002 года)
Ричи Блэкмор:
"- Когда группа только зарождалась, Вы предполагали, что это лишь проект, или знали, что это Ваше будущее?
- Я чувствовал, что это все же мое будущее, а не просто проект, потому что исполняя подобную музыку, можно расти самому, вместо того, чтобы прыгать по сцене, играя 'Smoke On The Water' всю свою жизнь. Я до сих пор люблю те песни, но думаю, что в будущем меня ждет гораздо больше интересного. Мне по сей день нравится играть блюз, но я просто понимаю, что это делают все. Мне необходимо было выбраться из этого замкнутого круга."(с)
В другом интервью он говорит о том же более развернуто:
Ричи Блэкмор:
"Rainbow это утонченный рок, в котором на первом плане стоит мелодизм. Мне не нравится играть музыку без структуры. Это мне не интересно. Я этим уже занимался. Мне кажется, что 30 лет подряд я играл песни, в которых не было ничего, кроме шума. Для своего времени «Speed King» была неплохой песней, это правда, но я не получаю никакого удовольствия, слушая ее сейчас, тем более - играя ее. Это всего лишь маленький рифф, сыгранный на большой скорости. Больше я такой рок не слушаю."(с) (из интервью журналу Hard And Heavey, 1995 год)
Можно взять и шире. Усталость к середине 90-ых не только от рока, но и в целом - от назойливой поп-культуры. Второй альбом Blackmore's Night заканчивали в средневековом замке. Рассказывая об этом замке, Ричи заметил следующее...
"Этот замок был построен 400 лет назад, и у него особенная атмосфера. У нашей музыки старинная душа, так что замок ей подходит. В замке можно чувствовать себя так же свободно, как дома. Там чудесное эхо, у звука хороший эффект. Кроме того, замок стоит в уединении и в нем очень тихо. В современном мире сложно найти тихое место. Чаще всего повсюду шум. Но в тихом замке можно глубоко задуматься над музыкой и жизнью. И… выпрыгнуть из окна. Иногда мне хочется с собой покончить (смеется).
Стены в замке очень толстые, а в современных американских домах стены ужасно тонкие, так что все время слышно соседей. А соседи, чаще всего, включают поп-музыку. Даже в маленьких кафе в Америке все время включают то же самое, что звучит на радио. Одну и ту же музыку. Но в замке царит спокойствие. Нет никаких басовых барабанов. Чертовски трудно найти место, где не слышно шума басовых барабанов! Сейчас в Америке он повсюду. Музыканты вставляют этот бит в любую музыку. Звукозаписывающие компании потратили много денег на то, чтобы приучить людей использовать и слушать такой звук. В США все чувствуют это напряжение. В тамошнем бизнесе слишком много людей, ужасная конкуренция, слишком много рекламы. Я не хочу находиться в такой обстановке."(с) (Из интервью журналу Burn, 2001 год)
Было ли будущее у проекта Deep Purple Mark II в той ситуации? Скорее нет, чем да. И причина скорее в том, что это сочетание музыкантов не могло уже работать вместе сколько - нибудь долго. Этого, конечно, хотели поклонники, этого хотели лейблы и люди из большого бизнеса. Но для самих музыкантов находиться вместе было тяжело, несмотря на то, что они все еще были способны делать превосходные вещи.
Было ли будущее у проекта Rainbow? Скорее да, учитывая способность Ричи всегда находить новые таланты и вливать свежую кровь. Но, кроме усталости Блэкмора от мира рок-н-ролла тут еще само время играло против - хард-рок к середине 90-ых был явно не в почете, а большой бизнес был больше озабочен тем, чтобы выжать последнее из громких имен звезд этого направления.
И тут кроется еще одна серьезная причина того, что Ричи Блэкмор ...просто ушел. Ведь даже в лучшие годы "золотого периода" Deep Purple менеджмент оказывал серьезное давление на музыкантов. В 90-ые это уже перешло все разумные рамки. Именно лейблы и большой бизнес диктовали музыкантам - что им играть и в каком сочетании. И даже - как называться. Да, Ричи и в этой ситуации делал прекрасную музыку, но надо понимать - как ему все это надоело.
Мне как раз очень очень нравится поступок Ричи Блэкмора. Именно тем, что он пошел против системы, предпочтя остаться самим собой и открыть дверь в новое измерение. У него нашлось достаточно самоуважения и чувства собственного достоинства, чтобы поступить именно так. Многие ли на такое решаются? Скажем честно - единицы. Сколько таких музыкантов, которые продолжают как за соломинку цепляться за свои былые успехи, выдавая годами вымученные альбомы только потому, что "это именно то, чего ждут люди"?
А Ричи...взял и ушел. Я тут всецело на его стороне. Мне нравится сама идея того, что в любом возрасте можно начать новую, совершенно другую жизнь - и преуспеть в этом. Я уверен, что были люди из большого бизнеса, которые считали что сама идея проекта Blackmore's Night безумна. Ведь не будет стадионов, не будет даже больших залов, многие фаны отвернутся...и кто будет покупать пластинки? Кто будет ходить на концерты? Эти люди ведь думали, что все решают только деньги. И мне кажется, это хорошо, что нашелся тот, кто смог их проучить.
Ричи ушел и прожил еще одну жизнь в музыке, что, согласитесь, дано не каждому. А ребята из большого бизнеса...ошиблись. Музыка Ричи и Кэндис нашла своего слушателя и залы они собирают!
Нападки и ворчание на тему того, что Ричи "поддался женскому влиянию" мне тем более непонятны. Посмотрите на них! Внимательно. А...что не так? Именно так все и должно быть - гармоничный союз, крепкая семья, двое детей растут, записывается хорошая музыка.
А Ричи стал намного более спокойным и уравновешенным, может быть как раз потому, что нашел свою Женщину. И интервью они часто дают вместе. Многим, к сожалению, и мечтать о таком не приходится.
Кому-то не понравится, что они живут в своем придуманном мире? А то, что мы видим вокруг, так называемый реальный мир - это не безумие? Кто тут на самом деле безумен? Наш современный мир больше похож на паноптикум ненормальных, одержимых жаждой самоуничтожения...Тот, мир, который построили Ричи и Кэндис- намного лучше.
#Blackmore's night #deep purple #rainbow #hard rock #ренессанс #rock
Совсем недавно Мастер Гитары, Музыкант и Композитор с большой буквы Ричи Блэкмор отметил свое 77-летие. Подумать только, он все еще с нами, пишет музыку и не так давно я делал обзор на его последний альбом! Пожелаем ему здоровья и счастья...и пусть сказка не заканчивается как можно дольше!
На этом сегодня прощаюсь.
Всем мира, добра и хорошей музыки!