Найти тему
Культурный Петербург

НАШ ПОЕЗД ПАМЯТИ ПРИБЫЛ НА «БЕЛОРУССКИЙ ВОКЗАЛ»

50 лет назад на экраны кинотеатров Советского Союза был выпущен новый фильм молодого режиссера Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», рассказывавший историю встречи четырех фронтовых друзей после долгой разлуки. С бегом лет оказалось, что эта картина стала символом памяти целой нации о самом суровом и трагическом испытании ушедшего века – Великой Отечественной войне.

Количество показов фильма по различным телеканалам давно стало рекордом. Явление «Белорусского вокзала» на экранах телевизоров стало своеобразным ритуалом в те майские дни, когда мы вспоминаем нашу Победу и тех, кто нам ее подарил 76 лет назад. Герои ленты Андрея Смирнова – из их числа. И об этом нам напомнил совсем недавний 80-летний юбилей режиссера, главным смыслом которого оказались воспоминания об этой выдающейся ленте.

Немало мифов и легенд сопровождали эти новеллы. И о том, как тяжело утверждался сценарий Вадима Трунина. И о том, как право постановки переходило из рук в руки. И о том, как цензура не желала выпускать на широкий экран картину, где ветераны оказывались гораздо более симпатичными персонажами нежели молодое послевоенное поколение. И о том, как Булат Окуджава никак не мог решиться сочинить для фильма свою, позже ставшую легендарной, песню о «десятом непромокаемом батальоне». Может быть, все оно так и было на самом деле. Но все это не объясняло того феномена, каким является эта картина в жизни наших людей и нашего самосознания победителей.

А время, между тем, неумолимо отсчитывает свой бег. И мы вместе с фильмом совершаем свой путь по колее истории, отсчитывая хронологические станции – ностальгические 70-е, полные надежд 80-е, непонятные и мутные 90-е, нулевые нового века, давшие надежду, и нынешние 2010-е, когда надежда все-таки стала реальной. И всегда рядом с нами был тот самый поезд из нашей памяти, который прибыл на Белорусский вокзал в 1945-м, а в 1971-м снова напомнил о себе благодаря фильму Андрея Смирнова.

Сын известного писателя и журналиста, автора телепередач и книг о войне Сергея Смирнова, Андрей Сергеевич знал многих ветеранов из тех, о ком рассказывал его отец. И как гласит еще одна легенда именно, автор книги «Брестская крепость» и «подарил» сыну историю о встрече фронтовиков. Что, впрочем, вряд ли бы кого-то удивило, ибо в те времена каждый год 9-го мая ветераны встречались по всей стране. А лента Марлена Хуциева «Июльский дождь» (1967) и вовсе завершались документальными кадрами их традиционной встречи в сквере у Большого театра. Но фильм сына писателя рассказал нам о другом – о том, кем стали фронтовики ПОСЛЕ войны. По сути, мирная и привычная для героев ленты жизнь как бы просвечивались рентгеном прежней их военной дружбы и, если угодно, простых как правда принципов бытия в годину суровых испытаний.

Сегодня очевидно и еще одно обстоятельство, предопределившее повышенное доверие зрителей к картине Смирнова – состав актеров, ставших тем «фронтовым квартетом» героев, который по факту и превратил фильм из простой истории в мифическую повесть о том, как нелегко разбираться в современной, быстротекущей жизни, но как важно иметь рядом верных друзей и четкое понимание того: где враг и где друг, и что победа будет за нами. Для Алексея Глазырина, сыгравшего директора завода Харламова, фильм стал последним в его жизни. Через несколько месяцев его не стало. И похоронили актера на том самом Введенском кладбище в Москве, где снимали начальные эпизоды фильма. На роль слесаря Приходько (Евгений Леонов) претендовал Николай Рыбников. А бухгалтера Дубинского могли сыграть Иннокентий Смоктуновский или Николай Гринько. Но им стал Анатолий Папанов, имевший за плечами фронтовой опыт войны. На роль журналиста Кирюшина (Всеволод Сафонов) пробовались многие, в том числе и Армен Джигарханян. Увы! Нет нынче в живых никого из тех, кто сыграл, и из тех, кто пробовался.

И здесь комок к горлу подходит в тот момент, когда вспоминаешь заключительные эпизоды картины в квартире сестры милосердия Раи, которой вот уже полвека для нас остается Нина Николаевна Ургант (дай бог ей здоровья!). И рвущие из наших сердец благодарные слезы мгновения ее пения навсегда стали частью нашей памяти о Великой войне. Она соединила людей вместе тогда, и соединяет нас сейчас. Повзрослев понимаешь, что «Белорусский вокзал» как раз об этом. Как можно, не видя человека четверть века, вновь общаться с ним как с родным и близким. О том, как можно посреди ночи ворваться в квартиру женщины и поминать вместе с ней того, пятого своего боевого товарища, чьи похороны и собрали их вновь вместе. И это исключительно наша черта, наша традиция.

Похожая ситуация была и в моей жизни. когда скоропостижно скончалась наша классная руководительница Татьяна Евгеньевна, и эта скорбная весть собрала у ее могилы практические весь наш 9 «Б» класс много-много лет спустя после того, как мы учились у нее литературе. И в те печальные минуты в сознании постоянно возникали воспоминания о «Белорусском вокзале». Потому что это кино было в нашей памяти и школу мы закончили в 1975-м. По сути, фильм снят про то, как разные поколения советских людей оказались вместе, в одном пространстве жизни. И как порою нелегко бывало этим поколениям услышать и понять друг друга.

Лента ассоциаций и воспоминаний благодаря фильму Андрея Смирнова кажется бесконечной, вызывая в первый ряд те, которые «вычитываешь» из фильма именно в тот момент, когда с ним вновь встречаешься на телеэкране. Вот и недавно я обратил внимание на афористичную реплику в эпизоде, когда друзья вылезают из-под земли после ликвидации аварии. И Кирюшин спрашивает: «Где мы?» и слышит ответ Приходько: «В России». Благодаря фильму это ощущение осталось в нашей памяти навсегда.

Однако нашему благоговейному восприятию «Белорусского вокзала» нынче грозит беда, ибо не самый одаренный режиссер и не самый обаятельный телеведущий, он же муж некой руководительницы некоего государственного СМИ по имени Тигран Кеосаян вознамерился снять новую версию нашей классики. Ходят устойчивые слухи, что он якобы обратился за благословению к самому Андрею Смирнову. Правда, источники из разряда ОБС умалчивают об ответе постановщика «Белорусского вокзала». Не думаю, чтобы даже если он и был, то его было бы возможно воспроизвести в печатном издании. В качестве оправдания инициатор проекта утверждает, что четверка главных героев из ветеранов Великой Отечественной трансформируется в квартет «афганцев». Как-то не хочется верить в то, что люди не знающие: что такое братство и не очень осведомленные о пребывании наших в Афганистане, все же не найдут финансы и у них хватит совести не седлать волну зрительского успеха за счет того, что не сотворено ими самими…

Сила традиций – все же неплохая защита от подобных покушений на святую тему.

Ведь были и до этого картины, в которых героев с фронта эшелоны привозили на вокзалы. Вспомните, например, финал картины «Летят журавли». Но в картине Андрея Смирнова именно заключительные кадры хроники встречи из 1945-го смонтированы с кадрами спящих героев фильма. А перед этим мы узнаем из уст Раи их фронтовые профессии: «Это Харламов, командир саперной роты…Ванюшка, наш командир разведки…Дубинушка, радист…Леша Кирюшин, минер-подрывник». Сколько нежности и человечности в этих простых словах.Так война «возвращается» в фильм и в судьбы героев. И вслед за этим марш Альфреда Шнитке переносит нас туда, в 45-й, на Белорусский вокзал, куда прибыл наш поезд памяти. И мы вновь видим эти пронзительные документальные кадры.

И каждый раз, когда ты видишь финал фильма Андрея Смирнова, то понимаешь, что этот поезд будет продолжать свое движение – из прошлого через настоящее, в будущее.

Сергей Ильченко