«Евгений Филиппович» - король провокаторов.
Здравствуйте, дорогие читатели!
Вероятно, не все знают кто такой Азеф Евно Фишелевич («Евгений Филиппович»). И это не удивительно, поскольку история его необычной жизни закончилась более ста лет тому назад.
Евно, рожденный в 1869 г., был вторым ребенком в многодетной семье (еще два брата и четыре сестры) бедного портного из местечка Лысково Гродненской губернии. Вероятно, во многом заботы о семье легли и на юного Евно, когда его мать бросила детей и сбежала от супруга. Однако с детства Евно проявлял твердость характера и некий талант, основанный на прекрасной памяти и авантюрной жилке.
Замечательная память и наблюдательность позволили Евно Азефу в 1890 г. успешно окончить гимназию в Ростове-на-Дону, что в те годы для бедного еврея было возможно только при условии «отличной успеваемости и примерного поведения». При этом Евно участвовал в кружках революционной еврейской молодежи, что не сказалось на его учебе, хотя многие гимназисты-кружковцы пострадали.
Нет точных данных, но очень вероятно, что именно в гимназии юный Азеф начинает сотрудничать с полицией. Это косвенно подтверждается последующими событиями.
По распространенной версии: Азеф украл деньги, сбежал в Германию и там выучился на инженера-электротехника. Маловероятно, что переезд в Германию, поступление в Политехнический институт (г. Карлсруэ) и обучение нем (как и оплата обучения) обошлись без участия полиции (точнее Охранного отделения). Имеются документы, что в 1892 г. Евно Азеф, уже студент института, был принят на штатную должность секретного сотрудника Департамента полиции с первоначальным ежемесячным окладом в 50 рублей. А это в те годы было большими деньгами, к примеру, корова стоила 9 рублей. Понятно, что эти деньги «честно» отрабатывались.
По окончанию института в 1899 г. инженер уже Евгений Филиппович Азеф появляется в Москве, женится на Менкиной Л.Г. и заводит обширные знакомства в среде социалистов-революционеров (эсеров), которые приветствовали террор как форму политической борьбы.
Обладая определенным талантом и прекрасной памятью, позволяющей не записывать конспиративные данные, Евгений Филиппович быстро выдвигается в руководство Боевой организации (БО) эсеров, специализирующейся на терроре против царских чиновников.
Центральный комитет партии эсеров рассматривал БО как элитное подразделение, на деятельности которого не следует экономить средства. Были даже проекты купить подводную лодку или самолет для покушения на императора Николая-2. Вероятно уже с 1902 г. Азеф, вступив в БО, понимает, что деньги можно получать из двух источников и начинает деятельность в качестве двойного агента.
Стратегия у Азефа была простая, но крайне прибыльная и опасная: он сообщал в Департамент полиции только часть имеющейся информации о готовящихся терактах. Естественно, что известные полиции покушения оказывались неудачными, а их исполнители – арестованными. В то же время якобы «неизвестные» Азефу покушения имели большой политический резонанс и принесли Евгению Филипповичу славу героя в рядах эсеров.
Всего БО социалистов-революционеров совершила более 200 покушений, наиболее значимыми из которых были убийства министра внутренних дел и шефа корпуса жандармов Плеве В.К. (1904 г.) и московского генерал-губернатора Вел. кн. Сергея Александровича (1905 г.).
Следует заметить, что в 1903 г. случайно (полиция имела фото) в Киеве был арестован официальный руководитель БО – Григорий (Герш-Исаак) Гершуни, после чего его место занял Азеф, а помощником стал Борис Савинков.
То есть, Евгений Филиппович не только обладал информацией в полном объеме, но и совместно с Савинковым планировал террористические операции. Не пожалел Азеф и своего знакомого, с которым жил на одной съемной квартире в Германии, - Георгия Гапона, «героя» печально известного Кровавого Воскресения (1905 г.), который также был агентом полиции.
Остается только удивляться, насколько долго, результативно и прибыльно (для своего кармана) удавалось работать в качестве двойного агента Евгению Филипповичу Азефу.
В «узких кругах ограниченных лиц» известно, что секретного агента неизбежно «вычисляют» через 2…3 года активного функционирования, вследствие чего предусматривается их периодическая ротация. А в данном случае крайне активный двойной агент (опасность угрожала с двух сторон) успешно функционировал не менее 7 лет и мог бы работать дальше, если бы его не «сдали» полицейские чины.
Случилось так, что некий молодой полицейский проговорился в 1906 г. издателю журнала «Былое» - Бурцеву В.Л., что в руководстве партии эсеров находится агент-провокатор, работающий под оперативным псевдонимом «Раскин». Конечно, журналист, симпатизирующий эсерам, не мог пройти мимо такой сенсации и начал свое расследование. В результате в 1908 г. Бурцев получил признание от бывшего директора Департамента полиции - Лопухина А.А. о том, что «Раскин» и есть Азеф ("Болтун - находка для шпиона!").
Состоялся третейский Суд чести и в начале 1909 г. руководство партии эсеров приговорило Азефа к смертной казни. Однако это не помешало ему с крупными деньгами обосноваться в Берлине и открыть там шляпно-корсетную мастерскую. Будучи человеком азартным, склонным к авантюрам, Азеф колоссальную сумму денег проиграл в рулетку. Но настоящие проблемы начались в 1915 г., когда в разгар Первой мировой войны берлинская полиция заинтересовалась присутствием «бывшего русского секретного агента».
В результате Азеф, как опасный «анархист» был заточен в тюрьму, откуда вышел в конце 1917 г. совершенно больным и скоро умер (1918 г.). Осталась супруга (эсерка и участница революционного движения) и двое детей, судьбы которых не известны.
Никто не любит предателей и шпионов, но многие уважают разведчиков. В данном случае была описана судьба талантливого и удачливого коммерсанта-провокатора, сколотившего капитал на чужом горе и страданиях.
Если информация была полезна, то сделайте отметку в конце или в разделе «Комментарии», чтобы лучше ориентироваться на интересы читателей.
С уважением,
Системщик.