Найти тему
Максим Бутин

5230. КРИТИКА И ЛИЧНОСТЬ...

1. (1) Критика, понимаемая обыденно, это набор резких слов, обращённых к тому или иному лицу. Цель такой критики — морально уничтожить данное лицо. Или хотя бы исказить его, чтобы оно покривилось.

(2) Критика, понимаемая в традиции, сложившейся в немецкой классической философии, есть набор таких действий критика, в итоге которых критикуемый предмет начинает светиться своей истиной. Критика выявляет подлинный лик предмета, максимально адекватный, минимально искажённый, очищенный от наслоений того, что не есть данный критикуемый предмет.

К примеру, критическое издание текста именно таково.

(3) Что-то сродни критике у немцев мы находим у литературных критиков. Задача литературного или художественного критика — выявить идею произведения и донести её до читателя или слушателя. Казалось бы, тем же самым занимаются литературоведы и историки литературы, искусствоведы и историки искусства. В общем-то, да, выявление идеи произведения составляет задачу всех этих учёных в их научных дисциплинах. Но они занимаются ещё многим чем помимо идеи произведения.

2. Но здесь я хотел бы рассмотреть категорию критики в соотношении с категорией индивидуальной человеческой личности.

Индивид по-латыни — неделимый. То же самое на греческом — атом. На индивиде, или атоме, или неделимом всякое деление завершается. И если это человеческий индивид, на нём завершается деление общества на отдельных людей. Попытка делить самого индивида, расщеплять атом, разделять неделимого на части ни к чему хорошему не приведёт. И если обезьяны так досаждали медведю Балу, напав на него, что почтенному мишке пришлось в сердцах сказать, когда драка обезьян с ним прекратилась с появлением удава Каа: «Как они не разорвали меня на тысячу маленьких медвежат!..», — то сказанным выражен некий художественный образ, полученный гиперболизацией процесса деления. В непоэтической реальности животного мира разорвать одного большого медведя на тысячу совсем маленьких медвежат или даже двух средней упитанности медвежаток, не получится. Разорвать медведя обезьянами, по всей видимости, можно. Но медвежат в итоге разрыва не получится. Наличествовать будут мёртвые куски одного медведя. Живого индивида медведя уже не будет. Что с ним ни делай, медведь — индивид, атом, неделимый.

3. Личность, вслед за А. Ф. Лосевым, будем понимать как тот или иной синтез, то или иное тождество субъекта действия и познания с объектом действия и познания. Это тождество или синтез приводят к тому, что весь субъект объективен, а весь объект субъективен, субъект и объект оказываются двумя элементами одного и того же. То есть, скажем, тело человека — умное и действующее тело, а ум человека и действие человека отелесены, даны зримо материально. Но такая идея, которая целиком воплотилась в реальность, и такая реальность, которая целиком восприняла в себя идею, есть, помимо прочего, произведение художества, предмет искусства. По Г. В. Ф. Гегелю именно равновесие, равнопредставленность идеи и материи, иначе говоря — субъекта и объекта, присуще произведению искусства. Стало быть, личность есть ещё и музейная ценность, единица ответственного хранения.

4. И вот теперь эту личность следует понять как индивидуальность. Личностью оказывается живая и ортоградно-мобильная, мыслящая и действующая, чувствующая и выражающая чувства неделимая человеческая единица.

5. А как же эту уникальную неделимую единицу человека сочетать с критикой? Если критику понимать по-кантовски, то есть как условия мыслимости предмета в его истине, то всегда критическая и вечно критикующая личность пребывает в непрерывном катарсисе. Она очищается от того, что ей не нужно, что не её и что она не есть.

Поэтому когда я критикую К. Г. Маркса или В. И. Ульянова (Н. Ленина), я не только выясняю условия непротиворечивой мыслимости, скажем, тех философем, которые высказаны этими мыслителями, но и одновременно этими действиями идентифицирую самого себя как индивидуальную личность. Я с чем-то не согласен и высказываю с чем и почему, то есть на каком прочном основании располагается моё активное несогласие. Тем самым и моё самопознание более плотно прилегает непосредственно ко мне самому, а не через прокладки общности с кем-то или чем-то другим.

И, напротив, во всех актах моей солидарности с кем-то или чем-то я включаю свою индивидуальную личность в некую общность и соглашаюсь на некоторую потерю уникальности и неделимости. В чём я общ с другими, моей уникальности, моей индивидуальности нет.

Но это моё согласие с кем-то или чем-то я же могу и отозвать. В детстве мне нравилось как пахнет бензин у мотоцикла, если подойти к машине поближе. Теперь нет. Из общности с запахом мотоциклетного бензина я себя абстрагировал. И остался собою, хотя несколько поменял свою включённость во всякие общности. Это значит, что общность неделимой личности с чем-то или кем-то есть её одежда или чешуя, которая может быть изношена и скинута, может быть отделена от личности без потери индивидуальности.

Впрочем, у некоторых маска или одежда так прирастает к личности, что её уже не отодрать от кожи. Тогда одежда и маска оказываются в составе индивидуальной личности, никак не отторгаемы от неё. Таковы Ясир Арафат и Фидель Кастро Рус с их полувоенной и военной униформой.

Это не значит, конечно, что настоящая индивидуальная личность — это личность без одежды, то есть нагая. Шляпа, одежда, обувь, — существенные части климатической защиты личности и средства культурного взаимодействия, коммуникации личности в обществе. Но обувь, одежду и шляпу можно, разумеется, снять, отправляясь спать нагишом, ныряя в море на пустынном пляже или отправляясь с подносом фруктов и шампанского к покамест предполагаемой и несомненно украденной невесте. И индивидуальная личность без шляпы, одежды и обуви не будет потеряна ни во сне, ни наяву, ни в драматическом общении со спортсменкой, комсомолкой и просто красивой девушкой, как потерян был бы Балу, не подоспей к месту драки млекопитающих животных пресмыкающийся удав Каа.

6. Если чувствуете, что теряете себя, займитесь критикой, то есть апофатической антропологией, выясните, что не есть вы и, подобно Сократу Афинскому на агоре, как много есть вещей, которые вам не надо, которые вам не нужны.

2021.05.09.