На съёмках сериала со мной произошёл забавный случай. Переодели меня в форму полковника, нанесли лёгкий грим, чтобы не блестел в кадре и дали текст заучивать. Съёмки проходили в настоящей действующей воинской части. Для помощи группе выделили две роты солдат-срочников. Пока шла настройка аппаратуры и подготовка, мы с другими актёрами отрепетировали сцену и мирно прохлаждались, вспоминая собственную службу в рядах ВС.
Слышу сзади громкое, обращающее на себя внимание покашливание, оборачиваюсь.
«Товарищ полковник, командир n-ской части, майор такой-то..»
Передо мной навытяжку стоит настоящий майор Армии России и докладывает по уставу. А я только что прокручивал в голове свой текст и последовательность действий, вспоминал, как это всё было в настоящей, а не киношной армии. Соответственно, под впечатлением доклада по уставу, чётко отдаю честь и командую:
«Вольно!»
Майор так и не понял, что перед ним актёр, протягивает руку, жмём. Интересуется, по какой такой оказии я прибыл в его часть и почему не доложили. Я держу актёрскую паузу, многозначительно киваю, делю вид, что майору самому стоит догадаться. Командир же действует чётко, задаёт конкретные вопросы и начинает сыпать фамилиями и должностями. Естественно я не выдержал и рассмеялся.
Открыл правду товарищу майору, что я актёр и прогуливаюсь по части, вживаясь в обстоятельства. Впитываю, так сказать, армейский воздух. Командир части облегчённо выдохнул и выдал:
«Ёлки-палки, а я сижу в кабинете, наблюдаю за кинематографистами, и вдруг вижу, незнакомый полковник мою территорию топчет. Не порядок, думаю, надо разобраться!»
Едва мы поговорили с майором, начались съёмки. Отыграли сцену и приготовились к продолжению с дальними планами. Солдаты-срочники стоят на плацу, для фона жизни воинской части. От одной роты отделяется фигура, следует ко мне и строевым шагом с приложенной к виску ладонью обращается:
«Товарищ полковник, разрешите обратиться. Личный состав пропустил обед…»
Прерываю лейтенанта сообщением, что я не настоящий полковник. В его глазах было такое разочарование! Он не смутился, а был раздосадован, что не смог решить вопрос с питанием своих подчинённых. В армии всё строго по расписанию и командир роты переживал за солдат, которым может не случиться отобедать в столовой.
Проникшись проблемой, я постарался помочь и от продюсера на площадке получил точную информацию, что личный состав покормят как положено и переживать лейтенанту не о чем. Остановить съёмку мы не можем, а когда группа пойдёт обедать, солдат так же отправят в столовую, где для них держат горячее питание.
Пока шли дубли, мне пришлось находиться рядом со строем двух рот. Чтобы поддержать боевой дух, в перерывах между дублями рассказывал солдатам свежие анекдоты в лицах. Сработало настолько, что после команды «Мотор!» приходилось напоминать:
– В кадре не ржать! На гражданке в цирк сходите, там насмеётесь…
Вот такое перетекание кинематографической и реальной среды друг в друга может происходить на съёмках. В кино всё по-настоящему!